Право на ошибку

Jan 26, 2018 23:41





Каждый день мы совершаем ошибки. Они могут быть большими и маленькими, серьёзными или незначительными. Но какие бы ни случались ошибки, они всегда обучают. Неточности-ошибки-оплошности просто жизненно необходимы наравне с ситуациями успеха, если мы хотим расти и развиваться. Но ведь часто мы пытаемся избегать их. А следует просто нести ответственность за случившееся.


Существует целая бизнес-индустрия, цель которой − изготавливать и продавать предметы, предотвращающие и предугадывающие детские ошибки. Вот в высшей степени оригинальная тарелка, у неё специальные гнутые края, и, как следствие, каша из них не выплёскивается, даже если ребёнок, совершая неосторожные движения, перевернёт её. А вот и популярные чашки-непроливайки. Даже если ребёнок её опрокинет-уронит, напиток из неё не выливается. А вот интересная ложка, у неё вращается ручка, и еда остаётся на ложке ребёнка, независимо от того, каким образом двигается его запястье. Эти вещи делаются ещё и из прочного пластика, их сложно повредить или сломать. Учит ли это ребёнка осторожному отношению к посуде? Скорее наоборот... Всеми этими приспособлениями родители хотят облегчить жизнь своим чадам, оградить их от ошибок. Но ведь ограждают их и от так необходимого им опыта тоже... Подобные предметы рождают у ребёнка ощущение приобретённой компетентности. Но ощущение овладения навыками получается ложным. И сталкиваясь с обычными, повседневными предметами, ребёнок вынужден заново формировать багаж опыта, тратя драгоценные энергию и время.

В пространстве Монтессори всё обстоит совсем по-другому. Мы используем и для обучения, и для работы самые обычные повседневные предметы. Если это посуда, то отдаётся предпочтение стеклу и керамике. Причём предметы посуды, желательно, должны быть изящными и красивыми. Да, такая посуда может и разбиться. И она рано или поздно разобьётся... при падении или каких-то других обстоятельствах. Но ребёнок получит информацию, он научится, что в подобных ситуациях следует быть осторожным и ответственным. И ему будет жаль навсегда потерянного, но такого ценного элемента эстетической среды − дети ведь очень ценят её.

Нет смысла ругать и наказывать ребёнка, даже если он ненароком что-то испортил или сломал. Мы всегда рассматриваем подобные ситуации с точки зрения приобретённого опыта. Ну а пособие, в котором теперь не хватает разбитой или испорченной части, мы просто убираем на время из среды. И никто не сможет им пользоваться, пока гид не восстановит утрату. Даже если замена быстро находится, нужно выдержать паузу в несколько дней, чтобы дети соскучились по материалу. Ведь не может быть радости встречи без горести разлуки.

И вот материал возвращается на полку. Как же интересно наблюдать за ребёнком, когда он снова видит на привычном месте утраченный было предмет в составе материала, который он повредил. Он вновь подходит к полке, на которой расположен поднос, но делает это уже максимально аккуратно и осторожно... Малыш трёх лет, широко распахнув глаза, смотрит на изящные, но, как он уже знает, весьма хрупкие предметы, расположенные на подносе. Ведь он прекрасно понимает, как интересно и здорово будет заниматься с этими предметами, материал зовёт и манит его. Но пережитый опыт подсказывает ему, что нужно быть гораздо осторожнее, чем в прошлый раз. Затаив дыхание, ребёнок берёт поднос... поворачивается, поднос накреняется, и… красивая керамическая мисочка начинает медленно сползать с подноса. Все движения ребёнка утончаются, он замирает и начинает тонкими движениями постепенно выравнивать положение подноса. Глаза его расширены... Ребёнок полностью сконцентрирован на движениях хрупкой красоты, он ждёт и дожидается её остановки... Облегчённо вздохнув, он размеренно и аккуратно продолжает своё продвижение к намеченной цели, к столу, за котором он будет работать. Ребёнок не думает о том, как чётко и слаженно начинают работать его мышцы, как он потрясающе точно рассчитал и сбалансировал свои движения, он просто поставил перед собой цель и самостоятельно движется к ней. Дойдя до стола, он медленно опускает поднос на него. Ура! Получилось! Я САМ! Я СМОГ! Я сделал это! Вихрь положительных эмоций так и бушует в нём. Он справился с ситуацией, он преодолел препятствие, он победил. И теперь можно спокойно и уверенно приступать к основной задуманной деятельности.

Его никто не станет хвалить за эту серию потрясающих достижений. Ведь ребёнку этого совсем не надо. Он сам себе ставит задачи и сам достигает своих целей. Его истинная награда − это ОПЫТ, извлечённый из ошибок и превращённый им самим в последующие успехи.

Юрий Филёв, Монтессори-гид (AMI 3-6)

Previous post Next post
Up