Оригинал взят у
chispa1707 в
НЭ. История вкратцеПЕРВЫЕ ЦЕХА
Первая торговля-обмен была межплеменной: мы вам рыбу, вы нам пшено. И едва появилась внятная специализация, появились начатки «средневекового» цеха. Суть цеха ведь проста: клан специализируется и занимается тем, что приносит наибольшую пользу.
ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ
Соль была нужна всем, плюс она хорошо хранится и позволяет сохранить мясо и рыбу. Соль и стала первым всеобщим эквивалентом (деньгами). А позже появился и металл, также удобный тем, что хранится бесконечно.
ПЕРВЫЕ КУПЦЫ
За новыми товарами приходилось ездить (плавать) подальше, и операции обмена стали тройными, четверными и так далее. И однажды до кого-то дошло, что можно заниматься только торговлей. Так появился прообраз первых торговых компаний, кстати, поначалу состоявших только из родственников.
ПЕРВЫЕ ФИНАНСЫ
Едва появились первые купеческие племена, появилась и конкуренция меж ними. Возник мотив заключать сделки на будущий урожай, а значит, понадобился и залог. Причем, для залога металл удобнее соли: слитки с клеймом ни подрезать, ни переплавить. Более того, у племен, переживших залоговые операции, появляется необходимость резерва. Перед нами первые финансовые операции - на племенном уровне. Определение ниже.
Финансы (от наличность, доход) совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
НАЧАТКИ ГОСУДАРСТВА
Любая мать вправе рассчитывать на помощь детей, и она же вправе одарить менее удачливых добытчиков за счет более удачливых. Так же и в племени: вся собственность общая, но руководят этой собственностью старшие - по-семейному. В качестве реликта эта семейная манера управления дожила до XX века - в Китае. Императрица Цыси собирала подати в довольно жесткой манере, но считала своей обязанностью вернуть собранное у «своих детей» тем же «детям»: регулярно собирая губернаторов, она по-матерински кормила их (кеш) с руки. Это и есть государство: собрать, чтобы затем снова раздать, - но уже из своих рук. То же делает разумная хозяйка: зарплату у мужа забирает, но кормит вкусно, а одевает престижно, - так, чтобы мужик на уровне подкорки помнил, из чьих рук он получает все, что имеет.
ПЕРВЫЕ ТАРИФНЫЕ СТАВКИ
Едва появляются излишки, возникает проблема справедливого распределения, но речь не идет о количестве вложенного труда: первое представление о справедливости связано со статусом.
Племя жестко иерархизировано по степени старшинства семей. Каждый вышестоящий уровень вправе ожидать от нижестоящих своей родительской доли. Чтоб подать собрать, а потом с руки покормить. Поэтому ответственные места, типа учета, клеймения, охраны, достаются старшим семьям. Уровень ответственности совпадает с уровнем старшинства и, в конечном счете, с размером доли. Именно так делили египетскую добычу мусульмане: вдовам Мухаммада по 10.000 частей, воинам - по 500, а детям вдов по 10 частей. И это не коррупция, это логика большой семьи: отцу - на зимнюю резину, а сыну - на жевачку.
ПЛЕМЯ КАК АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
Солидарная ответственность племени возлагает издержки на всех, а управление доходами в руках немногих, - это принципиальный момент. Рискует совет директоров, а платят за этот риск рядовые акционеры. Рискнули наци, а заплатили за военное поражение рядовые немцы, их избравшие. Решает, прыгать или нет, мозг, а болят переломанные ноги. Схема вечна и универсальна.
КАПИТАЛИЗМ И СОЦИАЛИЗМ
На самом деле, ни того, ни другого не было, и нет. Есть единая система, объединяющая и то, и другое. Производство везде плановое и социалистичное, а торговля полна рисков и произвола.
Советский Союз производил по плану и платил «по труду», а торговал на свободном от марксизма-ленинизма мировом рынке. Индейцы в редукциях иезуитов производили массу продукции, по сути, за еду, а торговали это продукцией по всей планете. Крестьяне на монастырских землях работали бесплатно, а Коптской, Католической и Православной Церквям принадлежала треть мировых ресурсов. Форд - всем буржуям буржуй - у себя на заводах ввел вполне социалистическую дисциплину. А корни всего - в племенных порядках: для внутреннего употребления социализм (планирование), а для внешнего - капитализм (конкуренция).
Почему только так? Да, потому что боец не может допустить произвола на тренировках, - только жесткая дисциплина, самоограничение и труд, а потом выходит на ринг, и победа съедает все. Рынок это ринг.
ТРИ СЛОЯ
(версия)
Капитал всегда стремится слиться с властью; в каком-то смысле он всегда олигархичен, а клан Кеннеди равнозначен клану супруги Ким Ир Сена. Это все - Игроки, самый верхний слой цивилизации.
Второй слой - институт зиц-председательства, вся эта прокладка от министров, депутатов и президентов до ментов и пенсионного фонда. Эта прокладка и обеспечивает клановый характер управления и всенародный способ производства.
Третий слой - собственно народ.
Основа такого деления видна уже в Константинополе времен Ираклия: из четырех димов два ведущих - купцы и военная аристократия. Иногда военным кажется, что они круче, но это ненадолго.
АНТИЧНОСТЬ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
Сейчас, как никогда прежде, убежден: это одно и то же. Та же экономика, те же города-государства, те же технические задачи и те же успехи, - вплоть до прорывных плаваний вокруг Африки и античных артефактов в археологических находках Америки. Разделили эпохи преимущественно географически: античность на картинках южно-европейская и вообще средиземноморская, а возрождение отнесено на север. Только поэтому антика ходит в хитонах, а возрожденцы в соболях. При сицилийских и карфагенских плюс 50 градусов в соболях не походишь.
ТЕМНЫЕ ВЕКА
Соответственно, «темные века» ложатся на XVIII- XIX века. Аргументов полно.
КЛЮЧЕВОЙ ДОПОТОПНЫЙ ПРИНЦИП
Вассал моего вассала - не мой вассал. Этот принцип делает императора никем. Ни один крестьянин не подчинится императору, - пока этого не прикажет его сеньор. Между верховной властью и народом - пропасть, а потому убийства императоров никого не напрягают. Все меняется с введением Патриархата; именно это мгновенно централизовало власть и сделала монарха реальным субъектом власти над страной. Но об этом - отдельно.