Слабые доводы Пономарева

Apr 24, 2013 16:38

“Почему Сколково договорилось именно со мной.” Задает себе и нам вопрос Илья Пономарев - депутат Государственной Думы. “Во-первых, до избрания в Госдуму я руководил госпрограммой по созданию технопарков в сфере высоких технологий, и больше никто в России просто не имел практического опыта создания чего-то похожего на сколковский проект. Во-вторых, у меня есть как опыт успешного создания инновационных компаний (первую я создал в 16 лет), так и инвестиционный опыт (сначала та самая помянутая Овсянниковым ARRAVA IMC, а затем и собственный фонд), плюс опыт государственного управления и опыт крупных частных структур: отечественного ЮКОСа и международной Schlumberger. Покажите мне еще таких людей в России, я их не знаю. А если найдете, я гарантирую, что они не возьмутся за такую работу за такие деньги”.

После такой “скромности” хочется уточнить у господина Пономарева, ничего ли он не перепутал, когда говорит, что руководил госпрограммой по созданию технопарков? Во- первых - это программа и сейчас работает, без Пономарева, и приписывать себе единоличное руководство создания технопарков во всех регионах - это по меньшей мере наглость. Во-вторых, она так и не вышла на запланированный уровень самостоятельности и прибыльности в инновационной сфере. А в-третьих, по большем счету, Пономарев руководил ими на самом простом девелоперском уровне, когда основная задача была найти землю и материальную базу, помещение. И в тот период “успешность” работы Пономарева подтверждается еще и тем, что создавались малые инновационные предприятия при университетах или НИИ, в основном для получения дополнительных бюджетных средств или льгот. Неудивительно, что «большинство таких проектов существует лишь на бумаге», - говорится в информационной записке «Технопарки как инструмент интенсификации развития производства», составленной в рейтинговом агентстве «Эксперт РА» (Москва).

Там считают, что реальной базой российских технопарков являются не университеты, где их приходится создавать «с нуля» и, в основном, за бюджетные деньги, а крупные промышленные предприятия. Последние не только готовы предоставить парку свою инфраструктуру, но и могут заселить его компаниями, созданными в рамках реструктуризации производства. Лучшим подтверждением продуктивности такого подхода является «Камский индустриальный парк (КИП) ‘‘Мастер’’», созданный по инициативе КамАЗа еще в 2004 году, без Пономарева, в Набережных Челнах (Республика Татарстан).

А еще, тот опыт и достижения, которыми хвалится Пономарев в построении технопарков, хорошо и точно характеризует Алексей Ремизов, председатель совета директоров компании «Ай-Теко» (Москва): «Основной источник доходов будущих технопарков - это арендная плата, взимаемая с работающих там компаний; дальше этого бизнес-модель не идет». По его мнению, в парках нужно концентрировать разработки - наиболее затратную и далеко не всегда окупаемую часть жизненного цикла высоких технологий. В качестве примера он приводит тайваньский технопарк, ядром которого является государственный Industrial Technology Research Institute. Исследования здесь ведутся за бюджетные деньги, а результаты передаются (на возмездной или безвозмездной основе) исследовательским подразделениям частных компаний, в частности, Aсer и Taiwan Semiconductor, которые базируются тут же и, таким образом, экономят на НИОКР.

Так же не выдерживает никакой критики утверждение Пономарева, что те, кто сможет работать так, как он - не захотят работать за такие деньги. За полтора года заработать 750 тыс. долларов!? И он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО думает, что это сущие копейки за такой, пока еще непонятный до конца, труд??? Если так, то верните господин Пономарев в бюджет эти деньги и посмотрите найдутся ли желающие развивать Сколково вместо вас или нет.


Next post
Up