Можно ли парковаться на газонах в Тверской области?

Apr 27, 2015 09:50



Месяц назад мы опубликовали шаблон обращений по парковкам на газонах. Позже оказалось, что шаблон не работает, потому что в октябре 2014 года ст.34, предусматривающая ответственность за парковку на газонах, была исключена Законодательным собранием из нашего «областного КоАПа» (закон №46-ЗО от 14.07.2003).

Чтобы выяснить, почему это произошло, сразу был отправлен запрос в Заксобрание Тверской области. И вот пришёл ответ:


Заксобрание: причина отмены 34-ой статьи - решения судов


Из самого текста ответа совершенно непонятно, почему всё-таки исключили ответственность за парковку на газонах в Тверской области. Госпожа Петрова ссылается на различные постановления суда, но умалчивает о самой причине отмены статьи.

Пришлось разобраться с указанными судебными постановлениями, чтобы докопаться до сути. Вот ссылки на тексты определений Верховного суда Российской Федерации в системе Консультант (бесплатно доступны после 20:00):
- №59-Г08-12 от 10.09.2008 (Амурская область);
- №74-Г11-18 от 17.08.2011 (Республика Саха);
- №53-АПГ13-9 от 23.10.2013 (Красноярский край);
- №57-АПГ16-6 от 11.12.2013 (Белгородская область).

Как видите, некоторые другие субъекты также столкнулись с подобной проблемой, даже на несколько лет раньше. Мы уверены, что это далеко не полный список. Регионов, где отменили ответственность за парковку на газонах, намного больше. Что же не так в областных КоАПах и почему все субъекты поочерёдно отменяют одни и те же статьи законов, предусматривающие высокие штрафы за разрушение газонов автомобилиями?

Реальная причина отмены статьи - отсутствие у региона полномочий по её принятию


Инициаторами исключения отдельных статей областного законодательства явилась, кто бы вы думали, прокуратура! Оказывается, федеральное законодательство не наделяло областные законодательные органы полномочиями в принятии дополнительных штрафов за парковку на газонах.

Выдержка из определения суда по Красноярскому краю:
"Суд первой инстанции, отказывая прокурору в удовлетворении требований о признании недействующей статьи 5.3 Закона края об административных правонарушениях об ответственности за оставление транспортного средства в неустановленных местах, не повлёкшее нарушения правил дорожного движения, исходил из того, что детские и спортивные площадки, газоны и участки с зелёными насаждениями, территории общего пользования не входят в понятие дороги и не являются предметом регулирования Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Судебная коллегия находит такое суждение неверным ввиду неправильного применения норм материального права.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения дорожного движения,установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 22 названного закона предусмотрено, что на всей территории Российской Федерации единый порядок дорожного движения устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
...
Порядок размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован разделами 12 и 17 Правил дорожного движения, утверждённых постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, ответственность за нарушение которых установлена статьёй 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из системного анализа приведённых норм следует, что федеральное законодательство не предполагает установление дополнительных запретов для остановки и стоянки транспортных средств, следовательно - и ответственность за их нарушение.
...
С учётом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемая норма принята субъектом Российской Федерации с нарушением компетенции в данной сфере."

Или вот то же самое по Якутии:
"Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 22 этого Федерального закона предусмотрено, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 утверждены Правила дорожного движения, устанавливающие единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им (п. 1.1 Правил).

Порядок размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован разд. 12 и 17 Правил дорожного движения, ответственность за нарушение Правил установлена ст. 12.19 КоАП РФ.

Таким образом, федеральное законодательство не предполагает установление дополнительных требований к Правилам дорожного движения, в том числе путем установления дополнительных запретов для остановки и стоянки транспортных средств, следовательно - и ответственности за их нарушение.

Кроме того, проезд механических транспортных средств по участкам с зелеными насаждениями означает неисполнение гражданами и организациями обязанности охранять природу и окружающую среду, обеспечивать сохранность зеленых насаждений, осуществление действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду и, как следствие, нарушение требований Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Запрет на стоянку, а следовательно, и проезд автомашин на озелененных территориях предусмотрены Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (приказ Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (приказ Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170), Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-88).

Ответственность за несоблюдение установленных федеральным законодательством правил, стандартов, требований, а также за действия, влекущие уничтожение либо повреждение объектов зеленого фонда, наступает в соответствии с федеральным законодательством."

Какая ответственность теперь предусмотрена за парковку на газонах?



Неправильно было бы полагать, что сейчас оштрафовать за парковку на газонах в Тверской области никак нельзя. Штраф за подобное деяние теперь уполномочены выписывать лишь инспекторы ГИБДД на основании п.1 ст. 12.19 КоАП РФ как за нарушение правил парковки, для которых не предусмотрена отдельная ответственность. Соответственно размер штрафа составляет всего 500 рублей. Много это или мало?

Учитывая, что по областного КоАПу штраф составлял 1500-3000 рублей, то это очень и очень мало. Здесь же необходимо учитывать вероятность привлечения нарушителя к ответственности, которая в десятки раз снизилась. Поскольку ГИБДД вообще не занимается парковками на газонах (их главная задача - это соблюдение безопасности на дорогах, а до парковок дела нет), то вероятность схлопотать штраф вообще стремиться к нулю!

Что делать дальше?



Без сомнения, нашему тверскому Законодательному Собранию необходимо инициировать изменения в федеральное законодательство с целью уточнения понятий правонарушения, входящее в парковку на газоне, и принятия штрафных санкций в отношении нарушителей, либо передачу принятия подобных решений в сферу деятельности региональных органов власти.

Во-первых, всем уже очевидно, что назрела необходимость введения отдельного наказание за парковку на газонах путём внесения изменений в общероссийский КоАП. При этом величина штрафа, как нам кажется, должна варьироваться от 2,5 до 4 тысяч рублей для регионов и, наверное, от 4 до 6 тысяч рублей для столиц. Если этого не сделать, то наши города продолжат утопать в грязи, а о повышении качества городской среды можно будет забыть сразу и надолго.

Во-вторых, придётся усиливать контроль за парковками на газонах. Тут видится два варианта: либо на федеральном уровне разрешать муниципалитетам собирать штрафы за парковку на газонах (а также подумать над переводом доходов по данным штрафам в городские бюджеты), либо в нормативных документах ГИБДД отдельно подчёркивать их обязанность по контролю за парковкой на газонах и соответственно увеличивать штат инспекторов. На наш взгляд, первый способ гораздо разумнее и актуальнее.

Далее предложим Заксобранию инициировать изменения федерального законодательства в части введения отдельной ответственности за парковку на газонах.
Также я обратился к Александру proboknet Шумскому, стараниями которого уже несколько раз вносились важные изменения в федеральные законы.

Петрова, парковка на газонах, Заксобрание, ответ чиновника, парковки, газон

Previous post Next post
Up