О зарплатах депутатов ТГД

Mar 10, 2015 19:00

Месяц назад в ряде тверских СМИ проскочила новость о том, что депутаты Тверской городской Думы предлагают повысить себе зарплаты с 20 тыс. до 45 тысяч рублей. Ответная реакция интернета не заставила себя долго ждать. Люди разразились значительным несогласием с повышением зарплат депов, облили всех без исключения депутатов помоями, матами-перематами оскорбили их так, как не оскорбляли ранее.

Обсуждение новости на основных интернет-площадках города:
Tvernews.ru (ТИА)
Afanasy.biz (Афанасий-биржа)
Tverigrad.ru (Твериград)

Читая комментарии, любой адекватный человек сделает однозначные выводы о культуре людей, пишущих неимоверные гадости. В такие моменты начинаешь соглашаться с тем, что, быть может, цензура в интернете это вроде как и неплохо...

Что же произошло? Почему новость вызвала такой негатив у людей? Какую ошибку допустили депутаты с точки зрения продвижения этой в целом правильной реформы?

Прежде всего давайте разберёмся, сколько денег в Твери тратится на городское управление. Не только на депутатов, а вообще на всех - депутатов, сотрудников аппарата Думы, сотрудников Администрации, районных администраций и департаментов. Для этого откроем бюджет города Твери на 2015 год, посмотрим приложение №11 "Расходы по ведомствам" и проанализируем строчки в части расходов на не программную деятельность из расходных статей "Реализация функций органов местного самоуправления города Твери, связанных с общегородским управлением" или "Руководство и управление в сфере установленных функций органов местного самоуправления".

Получится примерно такая картинка


Если здесь что-то упущено или подсчитано неверно, пишите пожалуйста в комментариях.

Общий расклад ясен - на управление городом тратится огромная сумма денег, целых 15,3% (а скорее всего даже чуть больше) от всего бюджета. Много это или мало - довольно непростой вопрос. Если верить данным Градотеки, то при среднем бюджете денег на управление выделяется чрезмерно много, вместе с этим Тверь занимает последние места по состоянию качества жизни (городской среды):



данные по состоянию на 2014 год, по ссылке на картинке откроется актуальная статистика

Само собой так быть не должно. Недавно был пост Алексея Доманова о сравнении управленческих расходов Твери и Калининграда, причём сравнение явно не в пользу Твери. Весомую роль в этом перекосе играет постановление Администрации, которое позволяет выплачивать сотрудникам по 19 зарплат в год (с учётом квартальных премий, полугодовых и годовых). Но это тема другого поста. Ознакомившись с порядком цифр на управление городом, самое время вернуться к нашим депутатам.

Зарплаты депутатов и сотрудников Администрации в Твери

Всего в Твери работает 33 депутата. Один из них был выбран главой города - это Александр Корзин. Остальные депутаты делятся на депутатов, работающих на постоянной и на непостоянной основе. Вторые могут заниматься любой не запрещённой законом деятельностью и им выплачивается компенсация в размере 20 тысяч рублей в месяц. При этом важно отметить, что половина депутатов - это люди, выбранные напрямую жителями города на общих выборах по 16 одномандатным округам (то, что многие жители игнорируют выборы и потому не всегда выбирают тех, кого хотелось бы - это уже другой вопрос). Стоит акцентировать внимание на то, что выбранные депутаты - это не сотрудники Администрации, которые назначаются решением главы администрации, и порой являются родственниками или знакомыми кого-то там и получают зарплаты в среднем от 40 до 120 тысяч в месяц.

На мой взгляд, как раз выстроенная система мизерных компенсаций исключает обычных граждан из избирательного процесса, а точнее не даёт им стимула становиться кандидатами в депутаты, чтобы работать на благо города. Никто из активной молодёжи или компетентных в определённой области специалистов, кто бы мог сменить вектор развития Твери с медленного увядания на стабильное развитие, не пойдёт в депутаты, так как ему нужно кормить свою семью. При наличии среднего или высшего образования на заводе мастером среднего класса можно получать гораздо больше 20 тысяч. Таким образом, имеем депутатов-директоров заводов и пароходов хлебозаводов и ростиксов, которые живут совсем в другом мире с другими зарплатами и которых в меньшей степени волнуют проблемы горожан и механизмы улучшения их жизни. Несложно понять, что такие люди в первую очередь будут представлять интересы своих предприятий и по-возможности всячески их лоббировать.

Мы разобрались, что для привлечения компетентных людей в управление городом повышение смешных сумм в 20 тысяч рублей жизненно необходимо. Теперь давайте разберём, почему люди восприняли это так плохо.

Причина негативной реакции на повышение зарплат депутатов

Причин на самом деле несколько, они все наложились друг на друга оттого и вызвали резкий негатив:
1) Хороша ложка к обеду..
2) Отсутствие отчётности депутатов перед избирателями
3) Плохая проработка и подача реформы
4) Непрозрачность расходования депутатских средств
5) Отсутствие выгоды для города и горожан
Остановимся на каждой причине подробнее.

Хороша ложка к обеду
В стране кризис, финансирование госпрограмм сокращено на 10%, огромные федеральные средства вложены в Крым, наблюдаются сокращения бюджетов всех уровней, руководство страны призывает всех к экономии. На этом фоне любое предложение о повышении расходов на управление будет восприниматься горожанами крайне негативно! Эту реформу можно было проводить либо год назад, либо через год, либо в другом формате (с одновременным снижением расходов на содержание Администрации, например).

Отсутствие отчётности депутатов перед избирателями
Большинство жителей не знают, что их депутат сделал хорошего для города или для района. Да что там говорить, большинство не знает даже, кто является депутатом от своего округа! Вы знаете, как зовут депутата от вашего округа?
Проблема двухсторонняя. С одной стороны это связано с высокой пассивностью тверичан (информация о депутатах для всех округов представлена на официальном сайте Думы и при необходимости её очень просто найти). С другой стороны отсутствие отчётности связано со слабой проработкой регламента работы ТГД. Самый простой способ рассказать о своей деятельности - это вести свой личный блог на любой удобной платформе в соцсетях. Знаете, кто из депутатов Твери это делает? Шишков, Панчин и Холодов, Аксёнов. Всё. Причём даже эта четвёрка делает это нерегулярно и на очень низком уровне, не говоря уже об остальных 29 депутатах! Всё потому, что закон не требует этого делать.
Помимо освещения своей деятельности в личном блоге необходимо ввести обязательные ежеквартальные и ежегодные собрания, на которых каждый депутат будет обязан отчитаться о своей деятельности и рассказать о проблемах, возникающих в рамках его деятельности. Только так и никак иначе получится выстроить систему доверия между депутатом и жителями. Примерно так делает депутат муниципального собрания в Щукино Максим Кац.

Плохая проработка и подача реформы
Не секрет, что тверские СМИ имеют контракты на освещение деятельности ТГД. Уж ТИА точно имеет. Но в этот раз информация была представлена так, будто повышение зарплат - это очень плохо. Не были толком объяснены причины повышения и как оно отразится на деятельности депутатов. Не было разъяснено, что 9 млн. рублей, необходимые для повышения зарплат, это мизер по сравнению с тем, что тратит бюджет на содержание Администрации. Для примера, если посмотрите декларации начальников департаментов, то увидите, что даже они получают от 1,2 млн. рублей за год (от 100 тыс. рублей в месяц). Я уже не говорю о центральном аппарате администрации - замов главы города, глав районных администраций и прочих приближённых. Там зарплаты уже идут на уровне 1,5-2 млн. в год. Так почему назначенные сотрудники исполнительной власти получают столько, а выбранные народом представители законодательной власти получают по 20 тысяч в месяц? Вот и идут в Думу люди, которые стремятся получить выгоды для своего бизнеса через депутатство. А такого быть не должно.

Непрозрачность расходования депутатских средств
Мало кто знает, но у каждого депутата есть так называемый депутатский фонд в размере 1 млн. рублей. Эти деньги обычно тратятся на окна в садиках, столы в школьных столовых и прочую лабуду. Я назвал это лабудой, потому что данные средства должны идти в первую очередь на улучшение жизни непосредственно в округе депутата в зонах ответственности муниципалитета по 131 ФЗ по предложениям жителей. Если жители ничего не предлагают или предлагают ненастойчиво, а депутату надо любыми способами израсходовать эти средства, то они идут туда, куда их можно направить и особо не париться.
Сейчас информация по депутатским средствам представлена в приложении №15 к бюджету города. Никто из жителей его не смотрит и никто о нём не знает. В идеале эта информация должна публиковаться на сайте Думы в отдельном разделе. А также на странице каждого депутата с указанием дат открытых встреч с жителями, когда каждый мог бы высказать предложения своему депутату.

Отсутствие выгоды для города и горожан
Для проведения любой реформы необходимо задумываться, а чем она будет выгодна городу? В данном случае ничего кроме дополнительных расходов бюджета она не сулит. А вот если бы депутаты одновременно с повышением себе зарплат предложили усилить свою отчётность перед жителями (см. п.2), либо наложили бы запрет на постановление Администрации, в котором сотрудникам может начисляться 19 зарплат за год, реформа была бы воспринята куда лучше.

Администрация, политика, Тверская городская дума, зарплата, бюджет, Тверь

Previous post Next post
Up