Пора уже признать тот факт, что система общественного транспорта в нашем городе не заработает до тех пор, пока не появятся выделенные полосы. В России осознание этого происходит лишь в последние 2-3 года. Первые настоящие российские выделенки я увидел в Казани 3 года назад. Потом все мы наблюдали, как за обособление полос для ОТ активно взялись Питер с Москвой, набив при этом немало шишек. Если хотим наладить транспортную ситуацию в Твери, то на мой взгляд, начинать следует именно с этого.
Вот картинка с картой основной жилой застройки Твери, на которую всем желающим предлагаю попробовать нанести схему магистральных маршрутов.
Сделать это можно в любом редакторе, включая Paint. После чего скидывайте свой вариант вместе с пояснениями в комментариях к этому посту. По результатам обсуждений нужно прийти к самому лучшему варианту.
Не хотите заморачиваться и рисовать самостоятельно, тогда просто покритикуйте этот вариант схемы.
Пояснения:
а. Зелёные линии - трамвай, синие - троллейбус, автобус и маршрутки. Да-да, маршрутки не пускать на выделенные полосы, идущие по крайней правой полосе, не получится. В этом существенное отличие выделенок для троллейбусов/автобусов и выделенок для трамваев, идущих по середине проезжей части или обособленно в стороне.
В будущем возможен запуск автобусов большой вместимости по трамвайным путям. Но это только после реконструкции путей (с расширением как минимум на полметра) и оборудованием посадочных площадок непосредственно у рельс.
б. Пронумерованные области - это зоны возможных подвозных маршрутов. Например, это могут быть Юность, Мигалово, Литвинки, пос. Крупской. Смысл такой: по микрорайону курсирует маршрутка до магистральной сети, стоимость проезда при этом небольшая, например 5 рублей. При этом совершенно не значит, что из отдалённых районов не будет ходить другой транспорт. Будет, только пока невозможно сделать его магистральным из-за низких пассажиропотоков или из-за узкой улично-дорожной сети (УДС).
в. На схеме я постарался выделить маршруты с максимальными пассажиропотоками, основываясь на численности населения районов и на тяготении движения в сторону центра в часы-пик.
Как и везде есть исключения. Например, ветка на Соминку определяется по большей части расположением единственного трампарка.
г. При текущей большой доле рабочих поездок, совершаемых на личных автомобилях, недопустимо вводить выделенные линии на дорогах, если количество полос останется меньше 2ух в одном направлении. Поэтому выделенки не везде будут непрерывными. Пока увидел и отметил на схеме 3 узких места, где выделять полосу для ОТ будет губительно для остальных участников движения (автомобилистов): Новый мост, Смоленский переулок, часть Новоторжской.
Да, и при этом придётся вводить ограничения парковки на данных магистральных направлениях и усиливать контроль со стороны ГИБДД.
д. Создание обособленной линии для ОТ проводится не строительством дополнительных полос, а выделением полосы движения из текущей УДС. Многие водители считают и будут считать это посягательством на их права, однако транспортные эксперты придерживаются именно этого подхода. К тому же, как вы знаете, в условиях плотной исторической застройки города расширять дороги в центре уже некуда.
Ещё вам может пригодиться
исследование размещения населения по микрорайонам и пассажиропотоков на городском общественном транспорте. Исходные данные староваты, тем не менее исследование довольно показательно и с полезными для понимания ситуации таблицами и графиками.
UPD:
Предлагаемая магистральная сеть ОТ v0.9:
Наложение магистральной сети на пассажиропотоки ГОТ 2005 года:
UPD2: 30.09.2013 Предложение передано
письмом в ТГДUPD3: 07.10.2013
Получен ответ из ТГД, что будут рассматривать на Комитете после оценки Администрации