Nov 22, 2024 20:22
Захотелось поделиться книгой, которую сейчас читаю - "Моя летопись" Надежды Тэффи. Это по рекомендации Шульман и Юзефович, которые будут обсуждать ее и в целом творчество Тэффи в следующем выпуске "Закладки". Это, если кто не в курсе, подкаст, где они обсуждают книги или писателей. Две умнейшие, начитанные, остроумные женщины, говорящие о книгах - чистое наслаждение! Как раз то, что нужно в сегодняшние темные дни (темные не только по сезонным причинам) Выпуск этот уже вот-вот выйдет, а книгу я только недавно начала, но ничего - подожду с просмотром, пока не дочитаю.
Ну, почему смешно - понятно, Тэффи этим и знаменита. А жутко от спиралевидности истории и переклички с сенрдняшним днем. Так, например, начинаются воспоминания с того, что в смутные голодные послереволюционные годы антерпренер Тэффи уговаривает ее и еще нескольких артистов поехать с гастролями в Киев и Одессу. Украина в это время независима и управляется гетманом, чтобы попасть туда нужны какие-то документы и вообще путешествие наполнено гротескно-жуткими приключениями. Чего стоит, например, жизнерадостный начальник, по чьему повелению они сняты с поезда и должны дать представление в их городке. Начальник, которого Тэффи метко зовет Робеспьером, одет в бобровую шубу с дырочками, окруженными запекшейся кровью на спине, он упоенно рассуждает об искусстве, перекрывая доносившиеся с улицы крики и выстрелы. А узнавшие на концерте Тэффи женщины сдавленными голосами шепчут ей с балкона "Милая вы наша! Уезжайте отсюда поскорее!"
Труппа проезжает украинский город Клинцы, потом их снова высаживают где-то по дороге
"Не могу сказать, чтобы настроение у нас было очень унылое. Конечно, ужин и ночлег в теплой комнате были бы приятнее, чем мелкий дождичек на открытой платформе, но вкусы у нас выработались скромные. Уверенность, что буквально никто не собирается нас расстреливать, наполняла душу радостным удивлением и довольством. Дождик уютный, даже не очень мокрый… Право же, на свете совсем недурно живется."
А этот самый антерпренер - одессит с псевдонимом Гуськин! Фамилия у него тоже имеется, но он предпочитает ее не называть
- Взяла? Хотел бы я так заплатить, как она не взяла. Что-о? Я уже давно понимал, что она сдерет, но чтобы так содрать - пусть никогда не зайдет солнце, если я что подобное слыхал! Так я ей сказал просто: вы, мадам, себе, мадам, верно, проснулись с левой ноги, так подождем, когда вы себе проспитесь. Что-о? Я ей просто ответил.
- Но вы все-таки заплатили сколько нужно? - беспокоились мы.
- Ну? Новое дело! Конечно, заплатил. Заплатил больше, чем нужно. Разве я такой, который не платит? Я такой, который платит.
- Похож он на больного? Так я вам скажу: нет. И через три дня, послезавтра, у них концерт. Такой концерт, что я бы сам валом валил на такой концерт. Событие в анналах истории. А если нужно карантин, так мы его потом поищем в Киеве. Ей-Богу. Найдем и посидим себе немножечко. Отчего нам не посидеть?
- Моя мамаша делает клюцки из рыбы. Так она вас угостит, когда вы будете у нас жить.
- Когда же я буду у вас жить? - с тоской ужасных предчувствий спрашиваю я.
- Когда? В Одессе, - спокойно отвечает Гуськин.
- Так ведь я буду в «Лондонской» гостинице!
- Ну конечно. Кто спорит? Никто даже не спорит. Вы себе живете в «Лондонской», но пока что, пока багаж, пока извозчик, пока все эти паскудники разберутся, вы себе спокойно сидите у Гуськина и мамаша угощает вас клюцками.
В общем, предвкушаю и дальше приятное чтение
книги