Вчера ко мне в гости зашла Алена, что оказалось очень кстати, так как я как раз собиралась жарить сырники, а одной их есть немного скучно. За ужином мы говорили обо всем и, понятно, большей частью о нашей работе. Алёна преподает фортепиано нашим детям в украинском приюте Блоккер и летом мы даже делалм с ней совместный концерт учеников. (Сама Алёна тоже живет в украинском приюте, но в другом). Так вот, жаловалась она снова на то, какой там беспорядок, как люди постоянно ругаются и даже еще хуже бывает. "Ну что ты от них хочешь, - говорю, - люди живут в такой тесноте, друг у друга на голове. Старики, дети, молодежь, все в одной куче - конечно, они будут неадекватоно себя вести!" (Вопрос стоит ли им там оставаться жить, мы сейчас обсуждать не будем)
"Ну да, - говорит Алёна, - про украинцев я еще понимаю! А вот на днях один из начальников приюта, голландец, перенес наше пианино из столовой ближе к душевым. В столовой, мол, пространство предназначено для учебы, а фортепиано - это так".
"Вот как раз от голландца и можно ожидать такое поведение, - говорю я. - У них в обществе довольно высокая бытовая культура, но культура музыкальная назодится большей частью на очень низком уровне" К сожалению для нас, учителей музыки.
Но мы пытаемся все равно. Например, я в своей школе тоже пытаюсь вводить какие-то музыкальные элементы - пение, музыкальные игры. (При том, что у них в школе есть отдельные уроки музыки, которые ведет отдельный музыкант. К сожалению, ее расписание не совпадает с моим, но как-нибудь я все же найду возможность прийти посмотреть)
Так вот, на днях читала детям вслух - такое в младших классах регулярно практикуется. В данном случае принесла свою книжку - "Спящая красавица" с картинками и короткими вставками музыки из балета Чайковского. Послушали они, посмотрели, и тут я спрашиваю, знают ли они что такое балет. Оказывается, многие знают, а парочка даже занимается балетом. (Что ни говори, преимущество Гааги перед Гаудой тут налицо). Ну, я им рассказала чем балет отличается от просто танца и показала кусочек из этого самого балета, "Спящая красавица". Выбрала тот самый момент, когда злая фея Карабос приходит на праздник проклясть новорожденную принцессу Аврору. И постановка попалась как раз удачная, атмосферная
Click to view
Успех был полный - дети смотрали и слушали, затаив дыхание. Только одна девочка захныкала, но у нее вообще есть некоторые проблемы с развитием и она от всего плачет, так что я присела рядом с ней и взяла за руку, чтоб злая фея не достала.
Надо будет ближе к Рождеству/Новому Году почитать им "Щелкунчика" и тоже показать кусочки балета. Только, пожалуй, не момент появления Мышиного короля, а то еще много кто перепугается.
Из рассказа моей мамы - когда я в детстве смотрела этот балет, то в этот момент страшно возбудилась, вс] покраснела и стала кричать "Мышиный король! Мышиный король!" Из всего виденного, кстати, лучшей считаю постановку Григоровича - именно там этот момент особенно выразителен
И по контрасту вспоминаю музыкальный опыт из прошлогодней моей стажировки, в школе в Гауде. У учительницы никак не включалась какая-то программа, поэтому я экспромтом решила что-то показать и рассказать детям. Выбрала "Лесного царя" - песню Шуберта на стихи Гёте. 5 класс, то есть дети уже довольно взрослые - 8-9 лет. Немного предварительно рассказала - как звучит в аккмпанементе копыта скачущего коня, где все это происходит. Выбрала вот это видео - уж очень образно тут звучит
Click to view
Ну вот, певец поочередно воплощает отца, мальчика и лесного царя, я параллельно перевожу, дети с большим интересом слушают и тут, на предпоследнем куплете учительница - милейшая, добрейшая женщина, замечательный педагог - вдруг останавливает видео и говорит - довольно, у нас уже нет времени. И вообще это слишком много для детей, им надо понемножку давать музыку, а то они устанут!
Ааааа! Мне стоило большого труда, чтобы не взорваться! Подумать только - тут в музыке нарастает напряжение - лесной царь догоняет ребенка, дети в классе с интересом слушают и в этот момент нужно остановить, потому что, видите ли, вышло время! Притом, что мы еще потом минут пять ждали, пока закончит другой класс.
Хорошо, что в этом классе у меня намного больше свободы.