12 июня 2009, Polit.Ru
Лоскутов пока на свободе. А мы?
Заметки Влада Тупикина
Отрывки:
- Если есть в современной России настоящая контркультура, то первые "монстранты" вполне её воплощали.
- ...социальная среда, питавшая саму идею "монстрации", среда, которую стоило бы обозначить как "думающая молодёжь", раскочегаривалась уже независимо от воли и желаний изначальных придумщиков.
- А ведь у этого направления художественного-и-политического высказывания, олицетворяемого "монстрантами", безусловно, есть некая история, некая традиция. Её можно вскапывать почти во всех веках <...> Наиболее очевидные предшественники - средневековые шуты и уличные театрики. Далее линию можно провести через театры марионеток, лубок и подмётные письма прямиком к Маяковскому времён жёлтой кофты, к дада и сюрреалистам, от них через beat generation к Ситуационистскому Интернационалу 1950-60-х, к духу, смыслу и лозунгам мая 1968 года в Париже, далее к панку, к польской "Помаранчовой Альтернатыве" 1980-х, к поздне- и постсоветскому Движению "за Анонимное и Бесплатное Искусство" (зАиБИ) в некоторых его проявлениях, к "Своим-2000" и инспирированной ими первомайской демонстрации в Москве в 2000 году, на хвосте у монстра КПРФ и дальше уже - непосредственно к "Монстрации", которая развилась от нескольких человек до нескольких сот человек, став одной из визитных карточек не только Новосибирска, но и российского актуального искусства вообще - да-да, именно на мировой, а не только на русскоязычной арене.
- Очень хорошо, что нашлось в нашей стране много неравнодушных людей, которые писали письма, проводили пикеты, митинги, концерты, рисовали картины на улице - всё это в знак протеста против произвола в деле Лоскутова.