Оригинал взят у
serg_la_fe в
24. ЕЩЁ BIG LEBOWSKY vol.2 «Любая цитата из фильма»
Я уже писал, что эта картина о русском человеке, но не написал главного. Это модель выживания России и Русского на Земле. Смотрите: в мире создано лишь три идеологии - Хищнический Либерализм (созданный для отъёма денег сильными у слабых с помощью демократии и равных прав), Растаманское Выживание (кругом стрельба, взрывы, а нам пофиг, мы русские, мы тут живём) и Совето-Китае-Исламо-Индуистское Почитание Святынь и Священных Коров (иди в бой, дурак, умри за Власть Советов, за Великий Китай). Нам выдали Выживание. В прямом бою нас уничтожат и это ясно сказали. Поэтому будем выживать. Даже распавшись на Тридцать Россий.
Тон всей картине задаёт уже начальный монолог рассказчика, строящий вокруг главного героя - Джеффри «Чувака» Лебовски - мифологический ореол, однако вскоре тот не может собраться с мыслями, забывает о чём же он говорил, а потом и вовсе забивает на это дело. И так вот происходит на протяжении всего фильма: напряжение накручивается, история обрастает новыми деталями, ненавязчиво сменяются друг за другом жанры, затем… затем происходит ничего. И вот в этом-то и заключается специфичная прелесть картины.
Рассказчик описывает Чувака, как самого большого лентяя в округе Лос-Анджелеса - и это действительно так. «Жить без забот и не заостряться на проблемах» <Летом собирать ягоды и варить варенье, а зимой пить с этим вареньем чай> - вот, скорее всего, девиз Чувака. Конечно, в адрес вот так вот «главного героя» полетит куча упрёков в невежестве, и о какой-то там деградации, но ему плевать. Ведь он не ханжа, как тот, второй Лебовски, с которым перепутали безобидного Джеффри, и из-за жены которого, Чуваку испачкали ковёр - а он, между прочим, задавал стиль всей комнате! Однофамилец Джеффри - тот самый «Большой Лебовски» - при личной встрече оказывается тем ещё любителем прихвастнуть и пустить пыль в глаза. Чувак не может похвастаться достижениями этого парализованного на ноги богача, зато не скрывает свою истинную сущность, и не потратил солидную часть собственной жизни на мутные свершения.
Сам фильм по беззаботности может сравниться со своим же главным героем. Как и почти все картины Коэнов, «Большой Лебовски» прямо на ходу меняет жанровую составляющую: с комедии на детектив, с детектива на бадди-муви, а потом и вовсе позволяет себе свернуть в сторону шикарного мюзикла (приходы Чувака). И всё это проделывается без каких-либо натяжек и претенциозности. Тут - злодеи оборачиваются ничтожествами, проблемы оказываются не столь существенными, предполагающая пафосность сцена с прахом мило съезжает в сторону абсурда.
Самым же жирным плюсом «Большого Лебовски» являются его персонажи. Даже самые второстепенные из них, мелькнувшие на пару минут, запоминаются надолго, как бы банально сие не звучало. Особенно сильно в здешней пёстрой плеяде выделяется Джон Гудмен. Герой Гудмена, - Уолтер Собчак - , как и Чувак, является пережитком своего времени. Оба не смогли адаптироваться к неумолимому течению времени, так и застряв в своем временном отрезке. Правда, у Уолтера это выражено куда сильнее, более выпячено, из-за чего нередко происходят различной степени неприятности.
О чём же фильм? - всплывёт вопрос в голове у тех, кто не смог смириться с некоторой бессмысленностью просмотренного. Да обо многом. Коэны по ходу оставили столько всяких крючков, фраз, сравнений - что можно долго искать подтекст. А можно просто расслабиться, как Чувак, и наслаждаться, смакуя каждый диалог.
Я - спокойный Дзен Джека.