Начало повествования
тут.
Прежде, чем перейти к рисованию фантастических оргструктур, надо бы разобраться с флотскими специальностями, после чего ещё потребуется разобраться, как это может собираться в единое целое, поразмышлять над организацией флота Р.И.Ф., и только затем можно будет перейти к рисованию гипотетических оргструктур. Прояснить статус кво: кому быть инфантом, кому кавалером, кому танцором артистом, а кому -- на безпеку. :))
Флотские специальности Р.И.Ф.
1. Офицерский состав.
1.1. Командир корабля.
1.2. Старший офицер корабля (старпом).
1.3. Вахтенный начальник.
1.4. Ревизор.
1.5. Офицеры-специалисты.
1.6. Вахтенные офицеры.
2. Флотские чиновники.
2.1. Инженеры-механики.
2.2. Медики.
3. Содержатели.
3.1. Шкиперы.
3.2. Коммисары.
3.3. Артиллерийские содержатели.
3.4. Машинные содержатели.
4. Кондукторы.
4.1. Старшие боцманы,
4.2. Артиллерийкие,
4.3. Минные,
4.4. Рулевые,
4.5. Сигнальные,
4.6. Машинные
4.7. Минно-машинные.
5. Технический состав.
5.1. Комендоры.
5.2. Гальванёры.
5.3. Минёры.
5.4. Минные машинисты.
5.5. Трюмные.
5.6. Машинисты.
5.7. Кочегары.
6. Матросский состав.
6.1. Боцманы.
6.2. Боцманматы.
6.3. Квартирмейстеры.
6.4. Рулевые.
6.5. Сигнальщики.
6.6. Марсовые.
6.7. Водолазы.
6.8. Матросы.
7. Матросы-специалисты.
7.1. Дальномерщики.
7.2. Вестовые.
7.3. Ротные писари.
7.4. Помощники повара.
7.5. Хлебопекари.
7.6. Буфетчики.
7.7. Юнги.
8. Специалисты.
8.1. Горнисты и барабанщики.
8.2. Подшкиперы.
8.3. Баталеры.
8.4. Минно-артиллерийские содержатели.
8.5. Машинные содержатели.
8.6. Оружейники.
8.7. Писари.
8.8. Фельдшеры и санитары.
9. Корабельные рабочие.
9.1. Ложники.
9.2. Плотники.
9.3. Конопатчики.
9.4. Маляры.
9.5. Парусники.
9.6. Коки.
1. Офицерский состав.
Главный человек на корабле, это кормандир корабля. Он не только производит управление кораблём и его экипажем, но и лично отвечает за них. В случае оставления корабля экипажем командир покидает корабль последним. Или частенько не покидает, потому что вся ответственность возлагается на него. Капитан является полновластным хозяином корабля, он владеет и железом, и живыми существами на корабле. Да, именно, капитан распоряжается жизнями команды и пассажиров. Капитан корабля, это такой маленький король. Император небольшого плавучего острова. Капитан несёт ответственность, производит верховное планирование, а всё остальное делают его подчинённые. Если на корабле присутствует адмирал, то капитана можно смело заменить на какой-нибудь манекен. По статусу флотский капитан где-то на пару ступенек выше сухопутных собратьев. Капитан-то он капитан, командует батальоном, но статус у него как у полковника. Или даже бригадного генерала.
Если капитан работает уже просто одним своим существованием, то старший офицер корабля производит реальные работы. Собственно старший офицер и пашет вместо капитана, позволяя тому расслабиться и подумать о чём-то высоком. О миссии корабля. Страшный офицер корабля организует все действия корабельной команды, доводит свои приказы до подчинённых, после чего его задачи ограничиваются контролем, плюс конечно возможны разные форс-мажоры, когда все планы летят к чертям и требуется всё заново спланировать и организовать. Таким образом, непрерывного присутствия от старшего офицера не требуется, и он свободен лишь чуть меньше, чем капитан. Всю непосредственную работу производят остальные офицеры, непосредственными исполнителями являются вахтенные офицеры.
На корабле должно быть минимум трое офицеров, чтобы стоять на вахте. Вахтенные начальники. Во время вахты вахтенному начальнику запрещено уходить с верхней палубы, потому что он должен непрерывно контролировать состояние корабля и экипажа, а также следить за исполнением приказов командира корабля. В подчинении у вахтенного начальника имеются вахтенные офицеры. В целом задачи вахтенных офицеров ограничиваются обеспечением безопасности корабля, его обороны, плюс конечно же организацией тех манёвров корабля, которые были предписаны командиром судна.
Следующий по важности офицер после вахтенного начальника, это ревизор. Ревизор является на судне итендантом, в частности, он распределяет жалование. Казначей, да. Ну и конечно же нужно упомянуть офицеров-специалистов: минных офицеров, артиллерийских офицеров, и общесудовых офицеров. Тут всё должно быть понятно. Но самые младшие офицеры на корабле -- вахтенные офицеры.
Корабельные офицеры.
2. Флотские чиновники.
Далеко не все задачи решаются флотскими офицерами. Офицеры представляют собой служак, им бы всё шашечками помахать, а в сложных вопросах они плавают. Это сейчас худо-бедно налажено производство офицеров с глубокими техническими познаниями, а в начале века офицеры тянули только самые простейшие дисциплины, а для всего действительно сложного требовалось привлекать гражданских специалистов. Впрочем, и сегодня гражданские специалисты куда профессиональнее офицеров. В армии всё принято делать через жопу, и привлечение гражданских способно серьёзно упростить многие вещи. Гражданскими специалистами были в первую очередь корабельные инженеры, которые консультировали офицеров по реальным физическим возможностям корабля, и, особенно, рассчитывали необходимые действия при борьбе за живучесть судна, и так далее, а также инженеры-механики, бравшие на себя обслуживание силовой установки корабля. Плюс конечно же медики, которые в дореволюционной России были сплошь гражданскими. Это сейчас имеется институт военных врачей, если его ещё не сократили, а тогда -- только гражданские. Гражданские специалисты приравнены к офицерам, они стоят на офицерских должностях.
Корабельный врач в аптечном пункте корабля.
3. Содержатели.
Я конечно далёкий от флота человек и могу заблуждаться, но как понимаю, шкипер, это такой капитан. Капитан корабля в смысле исполнения приказов. Судоводитель. И по совместительству судовладелец, он на корабле живёт. Шкипер не является старшим офицером, он не имеет никакой серьёзной реальной власти над подчинёнными, и подчинение тут больше организационное, но функционально это именно что капитан. Другое дело, что на корабле обычно присутствуют командир и старпом, и заботы шкипера ограничиваются хозяйственной частью. При капитане шкипер является завхозом, и не более того. Но шкипер опытен лишь в сугубо морских вопросах, он знает про судовождение, про обслуживание корабля, про всякие мелкие механизмы, но в сложных материях вроде пушек и силовых агрегатов он не рубит вообще, и для таких вещей выделяются специализированные "завхозы". Да, у нас в части зампотыл был самым страшным подполковником. Дедушки его боялись больше, чем старшину. Ж)))
4. Кондукторы.
Кондукторы, это унтер-офицеры со специальным образованием. То, что в современной России называется институтом прапорщиков. Требуется добраться до унтер-офицерского звания, пройти обучение, сдать экзамены, и потом четверть века до дембеля. По своей природе это попытка поставить на решение офицерских задач вместо дорогостоящих офицеров дешёвых рядовых, но тут всё глубже. Как понимаю, у офицеров в силу их происхождения имелись существенные проблемы со знанием матчасти (их профессиональная заточка в служении, а не в интеллекте), и нижние чины по управлению всяческими девайсами офицеров резко обгоняли. Сложные вещи офицеры не могли потянуть, и приходилось вот так вот ставить мужичков. Революция случилась отнюдь не на ровном месте, у неё имелись причины.
Основные задачи кондукторов -- технические. Кондуктора являются высококлассными специалистами. Кондукторы были ближайшими помощниками офицеров, на них возлагались обязанности по обучению нижних чинов специальности. Старший боцман был главным над корабельными кондукторами. На флоте кондукторы пользовались привилегиями: имели отдельную кают-компанию, получали повышенное денежное содержание, в том числе пособие на воспитание детей, пользовались бесплатным лечением, имели отпуск с сохранением денежного содержания и т. д. Срок службы в звании кондуктора составлял 25 лет.
5. Специалисты.
Что главное на боевом корабле? Движение! Пушки! Так вот, прикол в том, что этими главными вещами на корабле управляют отнюдь не матросы, а специализированные техники. Матросы, это по сути дела корабельная пехота, которая нужна для абордажных дел, десантирования куда-нибудь в ебеня, плюс она выполняет всевозможные корабельные работы. Пушками управляют не матросы, а специализировнные корабельные артиллеристы, комендоры, а матросы даются им в помощь, заряжающими.
Комендоры башни главного калибра.
За оружейную часть отвечают комендоры, гальванёры, минёры, и минные машинисты. Комендоры являются наводчиками орудий, а минёры -- минных (торпедных) аппаратов. Минные машинисты, как понимаю, нужны для того, чтобы подготовить торпеду к выстрелу. А гальванёр, это ЕМНИМС электрик. Однако, это не просто электрик, а аккумуляторщик и попутно оператор электрических машин. Например, мин с гальваническим взрывателем, т.е. электрозапалом. И так далее. И как понимаю, башенное электрооборудование, все эти подъёмники и досылатели, это работа для гальванёров. Даже якорные шпили обслуживают гальванёры, или, если точнее, то, -- _минёры_. Ну и конечно же радиооборудование в эпоху РЯВ проходило по минной части, пусть и отсутствовали радиоуправляемые фугасы.
За чисто техническую часть отвечают машинисты. На корабле великое множество всевозможных механизмов, и к ним приставлены механики, машинисты. Инженеры. Машины век назад были херовые, им требовалось непрерывное обслуживание и постоянный ремонт, и машинист, это действительно инженер. Механик. Машинисты, это далеко не только главные паровые машины корабля, которые приводят его в движение. Лишь часть машинистов ошивается в машинном трюме. Кстати да, есть специальные "машинисты" и для чисто трюмов. Трюмные. "Хозяева трюмных отсеков", плюс их подручные. Ну и конечно же кочегары, которых на корабле с угольным отоплением ровно столько же, сколько и матросов. Переход на нефтяное отопление реально _уполовинил_ экипажи кораблей...
Трюмная, "черная" команда. (ЖЖ зачем-то у6ил эту фотку!)
6. Матросский состав.
Матрос, это флотский строевой универсал, с заточкой на работу в море. Шестёрка. Матрос нужен не только для того, чтобы драить палубу, стоять в карауле, прислуживать орудиям, приветствовать офицеров, и заниматься прочими невинными занятиями. Матрос ещё и участвует в бою, равно как и в регате. Матрос имеет винтовку, и он садится гребцом на шлюпки, не говоря уже про абордажные вылазки или высадку на берег. Матрос, это что-то вроде морского рядового. Мастер на все свои кривые руки. Но у матросов карьера, они растут из матросов в боцманы точно также как на суше растут как рядовые в сержантов. И далеко не каждый нижний чин на корабле таков, как матрос. Боцман, это матрос с прямыми руками. Он умеет всё.
А6ордажная тренировка.
Матрос сразу после принятия присяги становится "матросом второй статьи", т.е. второсортным матросом. На боевых кораблях таких матросов подавляющее меньшинство, но это не должно вас смущать. Срок службы на флоте -- пять лет, и основная масса матросов переживает первый год службы, получая статус "матроса первой статьи", т.е. аналог сухопутного "черпака". Матросы на корабле являются солдатами, они ведут бой, прислуживая комендорам, либо даже берут в руки винтовки и абордажные сабли. Однако, из матросов отдельно отбираются не боящиеся высот и глубин, которые становятся специалистами по высотам и низинам, т.е. марсовыми и водолазами. На кораблях начала 20го века эти специалисты уже не ведут боя, а используются для борьбы за живучесть корабля. Впрочем, у марсовых на рабочих местах установлены пулемёты и противоабордажные пушки, и при необходимости они могут поучаствовать и в бою, если конечно до них дойдёт. "Дойти до марсовых".
Одной из задач марсовых является наблюдение за окрестными пространствами, но в деле наблюдения марсовые слабы, потому что отбираются по другим признакам. Марсовые должны быть ловки и не бояться высоты, а острота зрения у них как повезёт. Поэтому для целей наблюдения дополнительно отбираются наиболее зоркие матросы на должность сигнальщиков. Как это понятно из названия, сигнальщики должны не только наблюдать, но и читать сигналы других кораблей, равно как их передавать при необходимости. Если марсовых на кораблях 20го века достаточно четверых, чтобы они могли ходить в четыре вахты, то сигнальщиков требуется как минимум вдвое больше, потому что необходимо непрерывное наблюдение сразу на все 360 градусов. Отдельно нужно заметить то, что число марсовых и сигнальщиков практически не зависит от размера корабля.
Отдельно нужно упомянуть рулевых, в которых отбираются самые надёжным матросы, потому что от рулевых зависит судьба корабля. Это очень высокостатусные матросы, и командир отделения рулевых (рулевой квартирмейстер) по сути дела является штурманом и способен подменять офицера. Впрочем, рулевые точно такие же "лучшие", как и марсовые, водолазы и сигнальщики, но по другим статьям, и в целом равны им. Число рулевых также слабо зависит от размера корабля, и определяется лишь числом постов управления кораблём. На крупных боевых кораблях этих постов два, и соответственно требуется восемь рулевых.
Рулевые, сигнальщики, марсовые и водолазы приравниваются к унтер-офицерам, но при этом не являются младшими командирами. Это высокостатусные специалисты из матросов, и не более того. Командиры отделений на флоте по старинным традициям величаются деканами, т.е. палаточными. Квартирмейстерами. Это аналог капралов или младших сержантов. Сержанты на флоте -- боцманматы, а боцманы являются уже старшими сержантами. Боцманматы являются "черпаками" из квартирмейстеров, они получают свой статус через год службы унтер-офицером без какого-либо экзамена. Рулевые, сигнальщики, марсовые и водолазы производятся в боцманматов минуя чин квартирмейстера. Далее -- чин боцмана, но он, как понимаю, уже требует экзамена или как минимум особых заслуг. Боцман обязан очень многое знать.
Если матросу не требуется иметь обширных знаний, то боцманмат уже должен знать такелажные работы, подъём и спуск рангоута, всё касающееся вооружения корабля, компас, управление рулём, управление шлюпкой под парусом и др. Боцманмат является командиром шлюпки. В отличие от боцманмата, от боцмана требуется дополнительно знать работу с якорями, погрузочные и разгрузочные работы, подводку пластыря под пробоину, плюс владение в совершенстве парусной шлюпкой, при любых условиях. По сути дела боцман должен знать и уметь вообще всё, за исключением сложных технических дисциплин, для которых требуется специализированное образование. Кроме того, боцман уже является командиром для всех нижних чинов, это аналог сухопутного старшины. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров (всю тысячу, ага), их способности и познания в морском деле, наблюдать за их поведением. Это старший унтер-офицер.
Палубная, "6елая" команда. Контрастно, не правда ли? :))
7. Матросы-специалисты.
Кроме простых обычных матросов имеются и матросы-специалисты. Матросы специального назначения, подрабатывающие в свободное время всяким спецназом. Да, точно такие же специалисты есть и у рядовых сухопутчиков. Рядовые, вызывающие доверие у командиров, получают какие-то специальные обязанности, за которые конечно же имеют некоторые привелегии. По росту доверия это будут 1) юнги, 2) буфетчики, 3) хлебопекари, 4) помощники повара, 5) ротные писари, 6) вестовые, 7) дальномерщики. Да, с одной стороны, юнга является самым младшим матросом и ниже по статусу, чем рядовой матрос, но с другой стороны ему доверяют больше, чем такому рядовому матросу.
Юнга, как это понятно из самоназвания, ребёнок. Зачем на флоте нужен ребёнок? Здесь могла бы быть гневная тирада по поводу эксплуатации несовершеннолетних в тяжёлых условиях моря, но я её опущу. Юнга на корабле, это реально незаменимый человек. И незаменим юнга в первую очередь из-за своей комплекции, из-за роста и веса. Юнга может пролезть в любую щель, и достать любую вещь. Щелей на корабле, мягко говоря, дохера, и без юнги -- никуда. А ещё юнга умеет бегать. Быстро бегать. А ещё он мало кушает, что тоже важно. Юнгой удобно заменять матросов на мелких текущих задачах. В русском флоте юнги делились на артиллерийских, шкиперных, и баталерных, и поступали в услужение соответствующим специалистам. Три юнги на любой хоть сколько-то крупный корабль.
Артиллерийский юнга.
Ответственного человека можно поставить на кухню или даже допустить к складу, а если он вдобавок грамотен, то его самое оно задействовать для внутренней бюрократии, писарем. Если человек ещё более лоялен, чем писарь, то он становится вестовым, т.е. посыльным. Ординарцем. Это вообще-то очень высокостатусные матросы. Как понимаю, именно им оказывают честь высоким доверием прикоснуться в бою к минно-торпедному оружию. Ну а хуле, торпедист ведь может и корабль утопить. Вот. А если человек не только вменяем, грамотен, и лоялен, но ещё и интеллектуален, то он задействуется как технический специалист, в частности, дальномерщик. Однако, матросы-специалисты остаются матросами и могут на полную катушку привлекаться для обычных матросских задач.
8. Нестроевые специалисты.
Кроме вышеописанных полуматросов-полуспециалистов имеются и чистые специалисты. Самый очевидный аналог специалиста у сухопутчиков, это каптёр. Каптернамус. Хранитель имущества. Это высокостатусный матрос в унтер-офицерском чине. На флоте задачи каптёров выполняют подшкиперы, баталеры, и содержатели. Подшкиперы являются содержателями общекорабельного имущества, баталеры (буквально "ветераны") отвечают за вещевое и продуктовое довольствие матросов (аналог ротного старшины на суше), плюс есть специализированные содержатели: оружейные и машинные. Плюс оружейник, которого не нужно путать с оружейным содержателем. Содержатель, это просто кладовщик, а оружейник, это уже специалист-ремонтник по оружию.
В отличие от простого матроса, специалисты специально выделены для решения своих задач. Если ротный писарь снимается с работ для решения письменных задач, то писарь-специалист только письменными задачами и занят. Туда же фельдшеры и санитары, которые днями на пролёт маятся безделием, чтобы при потребности сразу же вскочить и побежать. И это вобщем очень высокостатусные моряки, так тот же фельдшер находится где-то на уровне боцмана. Тут уже не матросы, а кондукторы, т.е. люди со специальным образованием.
Флотский писарь.
Тут нужно упомянуть и военных музыкантов. Их значение почему-то принято преуменьшать, но это очень серьёзные специалисты, и я бы даже сказал, что самые серьёзные из специалистов. Подразделением управляет не офицер, нет. Подразделением управляет горнист, которому отдаёт приказы офицер. Горнист является каналом связи между офицером и его подразделением, и от состояния этого канала зависит практически всё. Горнист, это такой связист. Таким образом, горнист лишь чуть менее статусен, чем знаменосец и по сути дела является вторым по значимости нижним чином в подразделении. Ещё не боцман, но уже боцманмат. Барабанщик приравнен к горнисту, и они всегда ходят в паре. Один двухротный батальон, это один знаменосец в чине боцмана, и одна пара из горниста и барабанщика.
9. Мастеровые. Рабочие.
Далее нужно отметить корабельных рабочих. За кораблём вообще-то нужно ухаживать. Нужно исправлять неисправности и повреждения, особенно в случае боевого корабля, который только и создан, чтобы боевые повреждения находить на ровном месте. И так далее. Обычный матрос ничего такого сделать не может, и тут нужен квалифицированный специалист, который в свою очередь будет херов как матрос. Например, вышеописанный оружейник. Впрочем, оружейник как раз является военным, а здесь уже более-менее гражданские специальности. Да, имеются на корабле и механики, которые могут взять на себя кузнечные и слесарные работы, но такие работы всегда связаны с механизмами, за которые механики и отвечают, а для остальных задач нужны какие-то другие специалисты. Так что корабельный рабочий, это рабочий. В бою он не шашечкой махает, а бегает по трюму с кувалдой, и устраняет течи с пробоинами. Смеяться не нужно, раньше на флоте была такая специальность: конопатчик.
Конопатчик очень ответственный работнег, потому что от него зависит выживание корабля. Это специалист по заделыванию течей. Для эпохи железных броненосцев сия профессия несколько устарела, но не нужно о ней забывать. Впрочем, обязанности конопатчиков ныне возложены на плотников. Да, это ещё более высокопоставленные рабочие. На парусном корабле плотник было чрезвычайно высокостатусен, это был почти что боцман, но на паровых кораблях плотник измельчал. Плотник, он и в африке плотник. Не конопатит, но плотит. Воплощает. Да, конечно же, любой плотник без проблем сделает плот, но на корабле он совсем не за этим. А как вы думаете, чем и как устраняются боевые повреждения на корабле? Вот. Именно что кувалдой. Плотники делают щиты для заделки пробоин, забивают там всякие клинья, ставят распорки, подкрепления под трещинами, и всё такое. Но плотники могут делать только самую грубую работу, и они дополняются ложниками. Плотниками тонкой работы. Генералами не топора, но стамески. Да, столяр, это такой наладчик для письменного стола. :))
Самая бесхитростная и в то же время объёмная работа на корабле -- у маляра. Вы представляете себе, сколько нужно труда, чтобы помыть крейсер? А покрасить?! Да, конечно же, маляр жалок, немощен, и не в состоянии покрасить даже один-единственный крейсер, так что для глобальной перекраски привлекается экипаж, а маляр химичит, варит и мешает лаки-краски, а также решает мелкие текущие проблемы. Так, подкрашивает. Тоже ведь специалист, пусть и низовой. Рядом с малером идёт парусник. Назвать на флоте швею швеёй, это всё равно что фельдшера обозвать санитаркой. Гнусное оскорбление. Поэтому и парусник. Тоже очень ценный специалист, потому что паруса есть даже на современных гвардейских орденоносных ракетоносных крейсерах, единственное, что они больше не называются парусами. Чехлы, тенты, пластыри. Ну и конечно же нужно вспомнить и про кохен. Коков. Поваров. Нужно ли объяснять, зачем повара во время боя ошиваются в медпункте?
Корабельные повара.
Поварская операционная.
Теперь приведу...
Типичный крейсерский штат.
________Офицеры.
__Офицеры флотские:
1 - Командир корабля.
1 - Старший офицер корабля (старпом).
2 - Вахтенный начальник.
1 - Ревизор.
1 - Офицеры минные.
2 - Офицеры артиллерийские.
2 - Офицеры штурманы.
2 - Вахтенные офицеры.
__Флотские чиновники:
4 - Инженеры-механики.
2 - Медики.
__Офицеры-содержатели:
1 - Шкиперы.
1 - Коммисары.
1 - Артиллерийские содержатели.
1 - Машинные содержатели.
________Кондукторы.
__Кондукторы:
1 - Старшие боцманы,
1 - Рулевые,
1 - Сигнальные,
1 - Артиллерийкие,
1 - Минные,
1 - Минно-машинные.
2 - Машинные
________Нижние чины, строевые.
__Рядовой состав.
_2 - Боцманы.
_6 - Боцманманты.
12 - Матросы квартирмейстеры.
80 - Матросы.
_6 - Комендоры квартирмейстеры.
40 - Комендоры.
__Матросы-специалисты.
8 - Рулевые.
8 - Сигнальщики.
4 - Марсовые.
4 - Водолазы.
4 - Дальномерщики.
4 - Вестовые.
4 - Помощники повара.
2 - Хлебопекари.
4 - Буфетчики.
4 - Юнги.
________Нижние чины, нестроевые.
__Рядовой состав.
_4 - Трюмные механики.
16 - Подручные трюмных.
14 - Гальванёры.
26 - Минёры.
10 - Минные машинисты.
_6 - Машинисты квартирмейстеры.
40 - Машинисты.
16 - Кочегары квартирмейстеры.
80 - Кочегары.
__Специалисты.
1 - Подшкиперы.
2 - Баталеры.
1 - Минно-артиллерийские содержатели.
1 - Машинные содержатели.
1 - Оружейники.
3 - Горнисты.
3 - Барабанщики.
3 - Писари.
2 - Фельдшеры.
4 - Санитары.
__Корабельные рабочие.
2 - Ложники.
2 - Плотники.
- - Конопатчики.
2 - Маляры.
2 - Парусники.
4 - Коки.
Если интересно подробностей, то в сети есть подробный штат
броненосца "Князь Суворов",
крейсера 1го ранга "Олег", и
крейсера 2го ранга "Жемчуг". Также при желании можно ознакомиться и с монографиями, соответственно, по
броненосцу "Слава",
крейсеру 1го ранга "Олег", и
крейсеру 2го ранга "Жемчуг".
Флотская организация Р.И.Ф.
Экипаж корабля имеет четыре этажа иерархии: 1) офицеры, 2) кондукторы, 3) унтер-офицеры, и 4) нижние чины. Офицеры, это люди с дворянскими фамилиями, это официальные представители правящего класса Империи, и они поставлены на судно только за тем, чтобы обеспечивать выполнения поставленных экипажу задач. Офицер, это такой надсмотрщик. Изначально морские офицеры не были даже морскими, это были обыкновенные сухопутные аристократы, пассажиры, гости на кораблях. Корабли были обычными гражданско-военными торговцами, этими кораблями командовали шкиперы, их хозяева, которые уже нанимали матросов и решали все вопросы судовождения, а офицеры всего лишь банковали золотом, по достижению заранее оговоренных milestones. Однако, государство росло, увеличивалась его потребность в кораблях, и со временем уже государство начало строить свои собственные корабли, опять же ставя на них своих шкиперов, но уже своих, проверенных, шкиперов-офицеров. Но государственные шкиперы были херовыми, работали из-под палки, и шкиперские обязанности разделили сразу на несколько офицерских должностей, тем более что размеры кораблей росли, увеличивался груз проблем, и одиночный человек уже не мог стащить с места этот гранитЪ. Так появились всем нам известные флотские офицеры.
Основное место у офицеров -- на управлении, на мотивировании ("charge!") подчинённых. Офицер-специалист решает свои задачи только если он командир, в противном случае он ставится на вахту, на управление корабельными взводами. Офицер-содержатель ходит на вахты, а соответствующие обязанности исполняет его подчинённый унтер, которого офицер время от времени проверяет. Офицеров мало, и они ставятся только на самые ответственые посты, а всё остальное доверяется проверенным и подготовленным мужичкам.
Самые проверенные из мужичков, это кондукторы. Кондуктор, это человек с дипломом (квалификацией), фактически выпускник ВУЗа. Это очень серьёзные спецы, зачастую превосходящие офицеров по знаниям и навыкам, и им на флоте оказывается должное уважение, к примеру, у них есть своя собственная кают-компания по типу офицерской. К кондукторам причисляются и высшие унтер-офицеры, которые в процессе службы проходят должные проверки и де-факто сдают все нужные экзамены. Однако, типовой унтер-офицер является самым обычным мужичком, и живёт вместе со своими подчинёнными, взирая на кондукторов снизу вверх. Далеко не каждому унтеру будет позволено обедать в кондукторской кают-компании.
Распределение обязанностей:
офицеры . . . . _2% -- несут ответственность;
кондукторы. . . _4% -- заменяют офицеров на технических местах;
унтер-офицеры . 10% -- управляют низовыми;
низовые . . . . 84% -- собственно решают все задачи.
Как уже понятно, экипаж делится на офицеров, кондукторов, унтер-офицеров, и матросов. Но на самом деле тут существенно тоньше. То, что кроме офицеров на корабле были гражданские чиновники, это мелочи. Ну, подумаешь, комиссар от РПЦ(п). Этим никого не удивить. Наличие кадрового старшего унтер-офицерского состава (типа нынешних прапорщиков) тоже совершенно естественно. Тонкости в существенных различиях нижних чинов: есть матросы, есть матросы-специалисты, есть специалисты, есть технический состав, и есть корабельные рабочие. Более того, на паровом корабле чётко выделяются две команды: "белая" и "чёрная" (палубная и трюмная), плюс есть нестроевой сугубо служебный технический персонал.
Отпусков и выходных в море нет, поэтому работа там ведётся вахтовым методом. Команда разбивалась на четыре группы, которые меняли друг друга на вахтах, причём освобождённая от вахты команда находилась в подчинении у стоящей на вахте и при потребности привлекалась к работе, так что по сути дела на вахте стояло сразу две команды. Корабельный экипаж делился на две "вахты" (подразделение), причём это разделение имело место даже при расположении экипажа. Одна "вахта" занимала одну сторону корабля, а другая -- вторую. Фактически флотская "вахта" аналогична сухопутной "роте".
Временных вахт было пять: четыре по четыре часа, а дневная и вечерняя -- по шесть часов. Это было сделано для ротации экипажа, чтобы одни и те же люди не стояли на вахте в одни и те же часы. Аналогичная ротация была и у офицеров, только теперь уже им приходилось ротироваться и относительно команд экипажа. Поэтому пяти временным вахтам и четырём матросским вахтам соответствовало три офицерских вахты. Порядок службы отточен до идеала, и мне не приходит в голову, как ещё можно его улучшить. Это просто невозможно.
"Чёрная" и "белая" корабельные команды.
Писари не ходят на вахты. Вахта, это для матросов и строевых специалистов, а у нестроевых специалистов обычный рабочий день, за исключением всяких мелких неприятностей типа какой-нибудь Цусимы. Зачем иметь на корабле четырёх писарей на одно место, как это принято у матросов? Незачем! Поэтому нестроевой специалист имеется на корабле в единственном числе, ему не нужен напарник для вахты. На вахты ходят строевые специалисты, и их имеется с запасом для организации нескольких вахт. Но у каких-нибудь машинистов и кочегаров уже не четыре вахты, а лишь две, благо полная нагрузка у них лишь в чрезвычайных случаях, когда вполне можно организовать сменщиков из матросов. Впрочем, можно обойтись и без сменщиков, потому что угля на корабле обычно лишь на два(!) дня полного хода. Две вахты сменились, вот уголёк и кончился...
"Белая" команда, это строевая команда. Это матросы, унтер-офицеры, кондуктора, и офицеры. Это те люди, которые живут морем, и которые умеют на море вообще всё. Лодководцы, кораблеводцы, флотоводцы. "Белая" команда, это истинные военные моряки, и им противовесом стоит "чёрная" команда, которую составляет обслуживающий персонал, который моря и не видит, прячась весь поход в трюме. Да, именно, машинисты с кочегарами, -- _нестроевые_ специалисты. С одной стороны, их стараются не привлекать к корабельным работам, им не идти в бой и на десантную вылазку, но и орденов им не видать, потому что они вобщем-то проходят как гражданские специалисты. Однако, если коки и врачи ошиваются в медпункте, то машинисты и кочегары зачастую приписаны к орудиям, и на полную катушку ведут бой, т.е. являются по сути дела _строевыми_ специалистами.
При правильном подходе и кочегары и машинисты должны бы тоже являться военными моряками, чтоб с винтовками и воинскими почестями на похоронах, тем более что тем же кочегаром (не говоря уж про машиниста) не взять абы кого, и у них должны быть полноценные обучение, жалование, и карьера, впрочем, разделение на "белую" и "чёрную" команды я бы всё-таки сохранил, потому что оно _функциональное_. Вобщем я бы засчитал "чёрную" команду за строевую, с некоторыми ограничениями, и пустил бы её параллельно "белой", с аналогичными уровнями обязанностей и привелегий, потому что в бою от машин зависит ничуть не менее, чем от пушек.
Кочегары с машинистами являются нестроевыми исторически, инерционно. Закостенелое мышление такое. Дело в том, что в каждой воинской части имеются такие вот вольно-наёмные обслуживающие специалисты: мастеровые, повара, истопники, сантехники, и так далее. Ну а кто такой машинист, как не продвинутый сантехник? Те же трубы, разве что пар вместо говен. Вот. Поэтому во времена РЯВ кочегары и машинисты относились не к "экипажам", а к "корпусам". Принадлежности к зданиям, элементы инфраструктуры такие. И действительно, сантехники _обязаны_ быть приписаны к конкретным зданиям, к конкретным системам, потому что их знания зачастую неформализуемы и неотчуждаемы. Сам труд несложен, а вот знать что где как, это не каждый сможет. Впрочем, на войне бывает всякое, и "экипажи" могут менять "корпуса" как перчатки, сдавая те в утиль. И чтобы не сдавать в утиль вместе с железными "корпусами" и человеческие "корпуса", по возможности корпусные специалисты должны бы вводиться в экипажи, пусть и отдельным отделом, намертво закрепляя за железом только итендантов, которые _живут_ на корабле, и ведут этот металлолом от стапеля до самого разделочного стенда.
Современная организация экипажей.
Было бы неправильно не сказать пару слов и о современной организации экипажей. На современных боевых кораблях "белая" команда практически исчезла, и основную массу составляют как раз "чёрные" специалисты. Блин, ну до смешного доходит, нынешние тру-матросы, это _морпехи_. Военные моряки нынче зачастую даже плавать не умеют, не говоря уже про лодку и парус. Моря моряки не видят, сидят в своих трюмах, и совершенно естественно, что экипаж корабля разделяется по отсекам, или, если точнее, по "боевым частям".
"Боевые части" выделились достаточно давно, к примеру, за якоря и цепи на флоте издавна отвечает не кто-то там, а _артиллерийский_ офицер, уже просто потому, что он непосредственно рядом с этими якорями и цепями находится, плюс, конечно же, он по роду своей службы разбирается в этом металлоломе. Как понимаю, окончательное деление экипажа на "боевые части" произошло от подводных лодок, где чёткое разделение на отсеки и экипаж чётко членится по этим отсекам, а у отсеков в свою очередь чёткая специализация и соответствующие командиры, которые автоматом становятся командирами находящихся в их отсеках членов экипажа. Вобщем современные боевые корабли больше подводные лодки, чем корабли. Ж)))
Типичный список боевых частей:
* БЧ-1 - штурманская;
* БЧ-2 - артиллерийская;
* БЧ-3 - минно-торпедная;
* БЧ-4 - связи;
* БЧ-5 - электромеханическая;
* БЧ-6 - авиационная;
* БЧ-7 - радиотехническая (управления).
"Минёры" изначально заведовали всем электрооборудованием на корабле, за исключением артиллерийского, за которым следили "гальванёры". Якорный шпиль, это уже ответственность не шкипера, и не артиллерийского офицера, а минёра. Если это электро-шпиль, да. Вентиляция, -- туда же. Минёры же были и радистами, ЕМНИМС. Вобщем БЧ-4 и БЧ-5 происходят из БЧ-3. Впрочем, механическая часть, это уже кочегары с машинистами.
Хорошо это, или плохо? Я не знаю, хорошо это или плохо, но это уже не корабли, а узкоспециальные инструменты, бесполезные сами по себе и сложные в эксплуатации. Флотская рота была универсальной штукой, её можно было снять с одного корабля и перебросить на другой, с минимальными заморочками. Сегодня такое невозможно в приципе. Да, имена с флагами передаются с корабля на корабль, но это сегодня чисто символическая процедура, не более. Вот и приходится гвардейским орденоносным атомным ракетным крейсерам постоянно возить с собой батальон морпехов, потому что штатные моряки как морпехи негодны вообще никак. Нельзя их на лодки, и к берегу, -- не заблудятся, не утонут, так разбегутся...
Опять же, в пост все не влазит, и продолжу комментами...