Типология пехоты. Часть 5, организация пехоты.

Jan 22, 2015 20:58

Итак, товарищ gest затронул тему пехотных оргструктур:
- гипотетические оргструктуры Австро-Венгрии;
- двойка, звено, отделение;
- рождение отделения;
- об отделениях вообще;
- отделение Славы Макарова;
- отделения времён ПМВ;
- отделения времён ВМВ;
- советский и американский подходы к отделению;
- отделения начала 21го века;
- отделения будущего.

Нужно и мне кое-что об этом сказать... Но сначала...

Обозначу некоторый контекст для понабежавшей ганзятины.

Начну с того, что в природе существует только ТРИ рода войск: 1) инфантерия, 2) кавалерия, и 3) артиллерия. Других родов не существует, но вот эти три рода в своём приложении к разным сферам боевых действий и разным организационным уровням порождают армейское многообразие, отдельные элементы которого частенько выделяются в дополнительные рода войск. Но это некорректно. Существуют только инфанты, кавалеры, и артисты. Больше никого нет.

Инфанты, это многочисленные легковооружённые подразделения, главной добродетелью которых является вездесущесть. Инфанты заполняют пространство, они связывают противника боем, останавливая его и тем самым локализуя в пространстве. Именно инфантерия создаёт линию фронта и разделяет всё на "своё" и "чужое". Своё, это всё то, куда смог проникнуть "свой" инфант. Традиционно инфантерией является пехота, но далеко не каждая пехота на самом деле является инфантерией, и в свою очередь не вся инфантерия состоит из пехотинцев. Инфантерия может быть даже конной, лёгкая кавалерия вполне себе инфантерия. И как вы наверное уже догадываетесь, кавалера кавалером делает отнюдь не лошадь.

Кавалеры, это на самом деле владельцы. Кавалер, это обладатель какого-то материального преимущества, разом ставящего его над инфантами. Например, Огромным Боевым Человекоподобным Роботом, ну, вы все хотя бы украдкой смотрели японское аниме. Кавалера кавалером делает какое-то богатство, которое можно передать какому-нибудь инфанту, сделав из него нового кавалера. А при потере этого богатства кавалер разом обращается в инфанта. Безлошадный кавалерист, это пехотинец. Лошадь, это вполне себе богатство, но это богатство является богатством только в том случае, если лошади есть не у всех. Кавалер, это частный владелец. Какая-то частная собственность, некоторое некомпенсируемое преимущество, имеющее материальное воплощение. И совсем не обязательно это будет лошадь. Наиболее распространённые кавалеры, это тяжёлые кавалеры, бронекавалеры, и лёгкие кавалеры, высокоподвижные единицы, защитой которых является скорость. И авиация, и танки, всё это кавалерия.

Артисты. Зачем нужны артисты? Представьте себе на минуточку, что у вашего врага есть что-то, чего нету у вас. Например, у него есть танк. Что делать вам, даже если у вас есть точно такой же танк? Это пехотинцев вы будете наматывать на гусеницы совершенно ненапрягаясь, а как вы сможете намотать на гусеницы танк? И почему танк не должен намотать на гусеницы вас? Бой на симметричных вооружениях, это рулетка, он не даёт никакой гарантии, и его нужно строго-настрого избегать. А это означает, что должно быть что-то чем можно подбить какой-нибудь танк. Пушка, да. Артиллерия. Но далеко не вся артиллерия состоит из пушек, потому что артиллерия, это воинское искусство, это то неотчуждаемое нематериальное преимущество, которое позволяет нейтрализовать какого-то там идиота, по случайному стечению обстоятельств попавшего в танк. Артист, это в первую очередь инженер. Изобретатель, конструктор, тактик. Тот, кто сможет создать смертоносную ловушку для любого, даже самого фантастического бронекавалера. Однако, у артистов есть одна небольшая слабость: артистов мало и они дорогостоящи, они не могут врубаться в гущу инфантов как танки, наматывая тех на гусеницы. Артисты могут парировать мамонт-раш, но они предельно уязвимы к зерго-рашу. Из пушек по воробьям не бьют, а небольшая стая дятлов способна задолбать средних размеров слона. Инфанты способны победить артистов. Таким образом, получается заколдованный круг. Камень, ножницы, бумага, это вообще-то артиллерия, кавалерия, инфантерия, и есть.

Далее я ввожу ещё один псевдо-род войск под названием "обеспечение", который не ведёт собственно боевых действий, но существенно увеличивает боеспособность подчинённой классической триады родов войск. Обеспечение, это управление, разведка, связь, снабжение, материальное обеспечение, пища, кров, медпомощь, ремонтники, и прочее подобное. Тыловики, да. В любой серьёзной армии огромное значение имеют тыловики, которые отъедают существенную долю расходов на армию, никогда не вступая в бой с противником, ни разу не стреляя во врага. Более того, тыловые подразделения частенько превосходят по численности и стоимости линейные подразделения, и эти расходы отнюдь не от отсутствия ума.

Рода войск существенно различаются по численности и стоимости. Суммарно наиболее удобно разделить все расходы на рода на равные четыре части, однако, в рамках таких равных долей отличия по численности порождают различия в стоимости, и наоборот. Инфантов должно быть много, и им приходится быть дешёвыми, а артистов наоборот мало и они свехдорогие. Кавалеры где-то посередине по численности и стоимости. Для упрощения я беру множитель "два", т.е. инфант должен быть вдвое дешевле кавалера, но их и вдвое больше, а кавалер вдвое дешевле артиста с соотвествующим увеличением их числа на фоне артиллерии. А обеспечение я опять же для упрощения приравниваю к артиллерии. Из 16 частей стоимости по 1 части идёт на каждого из четырёх инфантов, по 2 части идёт на каждого из двух кавалеров, 4 части берёт на себя одиночный артист и ещё 4 части отъедает опекун. Это же в свою очередь порождает 8-частную организационную структуру: 8 человек в отделении, 64 человека во взводе, 512 человек в батальоне, и т.п. И на каждом уровне тоже идёт разделение по родам войск, что порождает очень сложную фрактальную картинку. Вот. Ну и далее идут мелкие технические моменты, например, требование равенства стоимости вооружения и обучения, и прочая фигня, которую вам необязательно знать.

Об уровне отделения пехоты.

Минимальной единицей на поле боя является пара. Один в поле не воин, уже просто потому, что у него открыта спина. Но пара является самой минимальной единицей, и хоть какую-то реальную боеспособность имеет только звено, в котором типично четверо человек. Но звено тоже ничтожно, потому что оно способно выставить только один круглосуточный пост. Один в поле не воин, и постов должно быть как минимум два. Отсюда получаем минимальную единицу -- отделение, которую можно куда-нибудь послать, и не потерять. Отделение начинается с восьми человек. Впрочем, если выход ограничен по времени, имеется минимальный риск потери бойцов, а бойцы круты и опытны, то для постов можно ограничиться двумя парами, что даёт минимальный размер отделения в четыре-пять человек. Но это уже спецназ. Для рядовой пехоты на пост нужно минимум трое, что даёт минимум шесть-семь человек.

Я фиксирую отделение в восемь человек. Такая численность удобна во всём. Во-первых, это удобство расчёта для меня. Уже на этом можно было бы остановиться. Во-вторых, такое отделение замечательно дробится: сначала на звенья, а потом на двойки. В-третьих, при моих исследованиях метрических систем множитель "восемь" оказался исключительно удобным, и я таким множителем строю линейку весов, так что такое отделение как влитое вписывается во всевозможные грузоотсеки. Ну и вообще "круглый" для двоичной системы множитель является удобным.

Итак, восемь человек, два звена. В каждом звене половину составляют инфанты, т.е. просто рядовые стрелки без какой-либо специализации. Эти стрелки могут нести дополнительные боеприпасы, они могут толкать колёсный бронещит, совмещённый с штурмовым орудием, им могут быть выданы гранаты, они могут быть облегчены чтобы сбегать куда-нибудь посмотреть, вобщем это наиболее универсальные бойцы. И их именно половина, потому что каждый из них будет приставляться к специалисту отделения. Если специалиста убьют, то рядовой подберёт тяжёлое вооружение, окажет помощь если только ранят, сбегает за новыми боеприпасами, и так далее. На вооружении рядового должна быть винтовка или даже карабин, потому что он скорее помощник, чем собственно боец. Если не идёт речь о штурме или отражении штурма, то ему выгоднее отдать свои патроны более меткому стрелку. Кроме того, при выбывании из строя специалиста рядовому придётся выкинуть свою винтовку, чтобы взять упавшее на землю спецвооружение, после чего эта винтовка с существенной вероятностью может быть утрачена, и эта винтовка рядового не должна быть дорога.

Основная ударная сила звеньев, это специалисты. И этих специалистов в каждом звене два: кавалер, и артист-опекун. Кавалер должен быть раскачан в деле уничтожения солдат противника, скорее всего у него будет лёгкий пулемёт и усовершенствованный бронежилет. Артист-опекун должен обеспечивать действия звена, попутно решая проблему кавалеров противника, для чего ему потребуется марксманская винтовка, или подствольный гранатомёт. Марксманская винтовка с широкоугольной оптикой наиболее удобна для сержанта, потому что нормальный прицел на винтовке не сильно хуже, чем бинокль, будучи многократно удобнее его. Вот. В идеале должно быть два стрелка с штурмовыми винтовками, лёгкий пулемёт, и марксманская винтовка, и всё это не только под один патрон, но и под один и тот же стандарт магазина.

О взводном уровне пехоты.

Отделение может хоть как-то выжить в поле, но его обороноспособность мизерна, и опытный противник может вырезать отделение просто холодняком. Для полноценного долговременного занятия территории нужно минимум четверо постов, что даёт группу из четырёх отделений, взвод. Взвод спецназа может состоять из 16-20 человек, но для пехоты минимумом является 24-28 человек, а желательно 32 человека или даже более. Абсолютный минимум для взвода составляет 12 человек, или 16 человек, если во взводе освобождённые от нарядов комотды и комвзвода. Это самый-самый минимум, ниже которого просто нельзя. Что-то такое требуется для отделений на сильнопересечённой местности (леса, горы), когда взвод не имеет полного контроля над своим местом расположения, и требуется усилять обороноспособность нижнего уровня.

Изначально я в взвод выделял восемь отделений суммарно в 64 человека, потому что только в столь многочисленном взводе можно иметь полноценные отделения артиллерии и обеспечения. Однако, 64 человека для взвода, это очевидным образом дохера. Я достаточно долгое время отбрасывал от себя эту мысль, но всё-таки выгоднее взвод уполовинить, потому что два пусть даже жалких взвода всегда и везде будут круче, чем один супер-взвод. И это тем более выгоднее, что 64 человека для взвода многовато, а 32 является нормой, в то время как спуск до 16 человек, это однозначный перебор. Таким образом, в таком взводе у меня выходит два отделения инфантов, одно отделение кавалеров, и по полотделения (по звену) артистов и обеспечения.

Следующий момент, это заметки по структуре взвода. В теории кавалеры должны радикально отличаться от инфантов по вооружению и снаряжению, но на практике неоткуда взять сразу опытных кавалеров, и сегодняшний взводный кавалер, это вчерашний инфант. При произведении из инфантов в кавалеры невозможно существенно переучивать бойца, нельзя радикально изменять его вооружение, его можно только дооснащать. Кавалеры должны быть предельно близки инфантам по всему, взвод должен быть предельно однородным подразделением. Таким образом, для пехоты вместо мифических суперменов, которых неоткуда взять, кавалерами должны быть самые обычные инфанты, но прошедшие строгий отбор. Среди инфантов лучшие собираются в первое отделение, и это отборное отделение и будет исполнять роль пехотной кавалерии. Отборным солдатам можно дать более совершенные средства индивидуальной защиты, выдать увеличенный боекомплект, больше гранат, и так далее. Вобщем отборные солдаты задачу пехотной кавалерии вполне решат.

Итак, во взводе три более-менее близких отделения стрелков, плюс "командирское" отделение, половину из которого составляет взводная артиллерия, а остаток -- управление взвода. Взводная артиллерия, это станковый пулемёт, гранатомёт, или что-то типа того. Тяжёлое коллективное вооружение. Какой-либо особой сложности в применении такого оружия нет, и каждый из солдат должен уметь подменить выбывшего номера расчёта такого оружия, потому что взводу гарантированы потери и должен быть резерв для замены вообще каждого. Говоря другими словами, каждый солдат должен пострелять из пулемёта, и лучшие будут приписаны к нему на постоянной основе. Пулемётный расчёт набирается точно также из рядовых солдат, по итогам их успехов по службе.

О поле боя для нижних организационных уровней пехоты.

Отделение ведёт бой на площадке где-то 500х500м. Для сохранения связи стрелки из отделения не должны отдаляться друг от друга более, чем на 100м. Оптимальный интервал между бойцами -- 5-10м, потому что он даёт максимальную плотность, минимизируя шансы на поражение нескольких бойцов одним снарядом. Двоих бойцов из цепи может выбить снаряд калибром только выше 45мм (килограмм и более) и только при снайперском попадании; даже 76мм осколочный снаряд едва ли сможет выбить более трёх бойцов. Заваншотить отделение возможно только снарядом от 152мм, и только снайперским попаданием. Вобщем расходиться дальше 10м друг от друга незачем. Из отделения вполне может выделиться группа и куда-то отослаться, но это целесообразно только при автономном рейде отделения, а при бое в составе взвода рядом с отделением идут другие отделения, и отделившаяся из отделения группа будет создавать помеху остальным отделениям.

При действиях в составе взвода отделению в принципе не нужны тяжёлые секции. Разделение на огневую и штурмовую секцию в отделении возможно только на сильнопересечённой местности, когда бой рассыпается на перестрелки мелких групп бойцов. На открытом поле отделение не может маневрировать, потому что полоса наступления отделения составляет где-то 100м, в то время как до противника от 200 до 500м. Говоря другими словами, зона ответственности отделения вытянута узкой полосой в сторону противника, и выйти из своей полосы отделение не может, потому что по бокам полосы ответственности соседей этого отделения. Отделение должно наступать единой группой, рассыпаясь только после выхода на "оперативный простор". При бое на уровне взвода и выше обходы и охваты совершают только цельные отделения.

Отделение занимает по фронту где-то до 100м, а взвод уже где-то 400-500м. Это взвод может зачистить полосу в полкилометра, а отделение может надёжно прочесать и контролировать только стометровый участок, который насквозь простреливается с любой стороны, т.е. собственно никакой территории отделение просто физически не способно отбить. А вот взвод уже способен отбить какое-то непростреливаемое пространство, он в типовом бою участвует лишь своими частями, что позволяет взводу непрерывно иметь какой-то резерв бойцов.

О противниках нижних организационных уровней пехоты.

Стрелковому отделению в принципе не нужна пушка на линкор, потому что боя с линкором стрелковое отделение даже в принципе не ведёт. У пехоты есть некоторый вполне ограниченный спектр целей, который она должна уметь поражать, а все более серьёзные цели нижние уровни не волнуют, потому что об этом должна болеть голова у отцов-командиров. Пехотинец не может уничтожить танк, потому что танк изначально создан таким образом, чтобы какой-то там пехотинец не смог вот так вот просто взять, и уничтожить его. Одиночный танк рассеивает любой мыслимый взвод пехоты, а если не рассеивает, то это просто херовый танк.

Пехота с танками воевать не может, и она с ними не воюет, другое дело, что у пехоты всегда должны быть какие-то средства самообороны от танков, чтобы максимально усложнить тем их лёгкую беззаботную жизнь. Гранатомётчик с четырьмя противотанковыми гранатами в отделение вводится совсем не для того, чтобы он уничтожил четыре танка. С большой гарантией он этими четырьмя гранатами в танк просто не попадёт. А даже если и попадёт, то не убьёт. Или убьёт, если ему очень-очень повезёт. Гранатомёт в отделение вводится только лишь для того, чтобы этот танк не посмел внаглую намотать отделение на свои гусеницы, чтобы тот стремался и щемился, выдерживал приличную дистанцию, не позволяющую по-настоящему эффективный огонь.

Настоящие противники пехоты, это артиллеристы, тыловики, снабженцы, разведчики, и точно такие же пехотинцы противника. Врагом стрелка практически всегда является точно такой же стрелок. Пехота создана для перестрелок с пехотой противника, она должна вражескую пехоту заблокировать и по возможности оттеснить. Первейший враг отделения, это вражеский взвод, именно по этой причине в отделение вводится ручной пулемёт. Но пулемёт в отделении не для истребления пехоты, а как контр-штурмовое средство, лишь только для того, чтобы пехоту противника уложить лицом в грязь. Основное поражение противнику должны наносить рядовые стрелки, потому что пулемётчик может обстрелять ровно столько же целей, сколько и рядовой стрелок. Пулемёт нужен только для того, чтобы рассеять толпу, позволив стрелкам перестрелять противников по одному. И пулемёта в отделении достаточно одного. Пулемёт, это средство против групповых "мягких" целей.

Кроме ломящейся через поле боя вражеской непуганной пехоты, у стрелков есть и заклятый враг. Танк. Танк в широком смысле этого слова. Бронекавалер. И наиболее типичной формой бронекавалера является пулемётный ДЗОТ. Винтовочная пуля может прошить метр грунта или приличной толщины бревно, но она гарантированно не может прошить сначала одно, а потом другое. Винтовочная пуля не может поразить ДЗОТ. Впрочем, есть у ДЗОТа и бюджетная версия: пулемётное гнездо. Нечто, что сложно поразить из обычной винтовки. И для решения такой проблемы даже в отделении должен иметься гранатомёт. Гранатомёт должен быть у сержанта, потому что с помощью его можно не только поразить площадную или бронированную цель, но и бросить дым, маркер, осветительную ракету, или подать какой-нибудь сигнал. Для повышенных дистанций боя и долгих переходов место гранатомёта может занимать марксманский автомат, который за счёт оптики и повышенной точности способен решить многие из бронекавалерийских проблем. Гранатомёт и снайперская винтовка, это средство против "твёрдых" целей.

Что-то такое должно присутствовать и на уровне взвода: взвод должен быть способным уложить на землю большую толпу ломящегося врага, и он должен с хорошей вероятностью убить произвольную бронецель, для чего во взводе должен иметься полноценный станковый пулемёт винтовочного калибра, а также серьёзное ПТР или противотанковый гранатомёт. Пулемёт будет являться взводной артиллерией, а гранатомёт будет в секции управления, потому что бронецели взводу нужно уничтожать только в порядке самообороны, и это не просто артиллерия, а артиллерия обеспечения. Наиболее типовой "кавалерией" противника будут атакующие штурмовые группы, и для их остановки и рассеяния как раз и нужен станковый пулемёт. И это именно что пулемёт под пусть мощный (8-9-10мм), но винтовочный калибр, потому что такому пулемёту нужен предельно продолжительный непрерывный огонь, следовательно, побольше патронов в штуках, и не требуется надёжного поражения "твёрдых" целей. А ещё из него можно сбить вертолёт.

ранги солдат, рода войск, теория оргструктур, род кавалерии, род артиллерии, оружие стрелковое, род обеспечения, теория оружия, род инфантерии, ранги армий

Previous post Next post
Up