"ЕР" готовит драконовский закон о митингах

Jun 24, 2014 22:01

На нынешней неделе заседания комитета Госдума по законодательству, который отвечает за проведение законопроекта о введении уголовной ответственности за неоднократные нарушения правил проведения митингов, так и не запланировано. Между тем в "Единой России" уверяют, что до конца текущей весенней сессии он обязательно будет принят. Впрочем, с профильным комитетом под руководством единоросса Павла Крашенинникова нередко случается так, что самые спорные законопроекты он одобряет "опросным листом", избавившись от внимания и прессы, и депутатов, желающих поучаствовать в дискуссии.

Напомним, что первое чтение ставшего по-настоящему скандальным законопроекта состоялось еще 20 мая. За него проголосовали "Единая Россия" и ЛДПР. "Справедливая Россия" и КПРФ предпочли не участвовать в этом сомнительном деле. На представление поправок было отведено 30 дней, однако, как выяснилось уже в начале этой недели, ни одной из них подано так и не было.

Единороссы и либерал-демократы о причинах такого отношения к законопроекту не сообщили, а вот оппозиция свой подход объяснила весьма доходчиво. Например, первый зампред фракции "СР" Михаил Емельянов заявил, что подавать какие-то поправки не имело смыла, потому что улучшить текст документа все равно невозможно. Поэтому, пояснил Емельянов, "эсеры" не работают над данным проектом "по принципиальным соображениям".

Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов уже давно определил позицию партии - введение уголовной ответственности организаторам митингов он назвал "чрезмерным" шагом. Глава КПРФ Геннадий Зюганов также выступил против карательных мер в отношении гражданской и политической активности россиян.

Как известно, официальными авторами этого законопроекта считаются единоросс Александр Сидякин, который был среди подписантов и предыдущего ужесточения законодательства о публичных акциях, проведенного в июне 2012 года, и еще пара депутатов, обычно ставящих свои автографы под такого рода предложениями. Однако нынешний документ имеет и другого инициатора. Это сенатор Андрей Клишас, который на встрече руководства Совета Федерации с президентом в конце марта огласил перечень мер по недопущению в России украинского сценария.

"План Клишаса" включал в себя еще и право Минюста принудительно заносить НКО в реестр иностранных агентов, и обязанность граждан РФ уведомлять власти о наличии у них второго зарубежного гражданства, и усиление госконтроля за интернетом в целом и за деятельностью социальных сетей в отдельности. Все эти предложения уже приняты и стали полноценными законами, а вот с митингами партия власти что-то подзадержалась.

Вполне возможно, что это произошло из-за критического замечания Владимира Путина, который в ответ на заявления Клишаса сказал: все эти меры принимать можно, но нельзя делать их чрезмерными, то есть ограничивающими права и свободы граждан. Так что Сергей Миронов, отказываясь от работы над "законопроектом Сидякина", по сути, выполнил распоряжение президента.

Между тем, совершенно непонятно, каким образом второе чтение этого документа может пройти без каких-либо поправок. Ведь наибольшее количество замечаний к нему сделало правительство, к мнению которого "ЕР" по традиции почтительно прислушивается. Например, именно вице-премьер Сергей Приходько отписал в Госдуму, что возможное лишение свободы на срок до 5 лет тем, кто за нарушения закона о митингах дважды был приговорен к административному штрафу в течение полугода, ничем не обусловлено. Хотя бы потому, что за такой срок подсчитать его не получится: ведь человек считается административно наказанным в течение года после соответствующего решения суда. Намерение же депутатов считать повторным не срок наказания, а всего лишь факт его вынесения кабинет министров счел подходом не правовым.

Удивился Приходько и термину "аналогичное деяние", указав, что нарушения закона о массовых акциях могут быть разными. Скажем, есть несанкционированный митинг, а есть всего лишь превышение реальной численности его участников над заявленным. А уравнивание в ответственности организаторов акции и ее рядовых участников правительство вообще назвало "необоснованным".

Любопытно, что и у профильного комитета Госдумы нашлось немало претензий к одобренному в первом чтении тексту. Там высказались за дополнительное обсуждение пропорции между жесткими санкциями и степенью общественной опасности совершенных правонарушений. Ну, а идею разрешить проводить следственные мероприятия в отношении нарушителей и полицейским дознавателям, и работникам Следственного комитета думские правоведы вообще признали никуда не годной и ошибочной.

И вот теперь получается, что все эти замечания не являются важными, раз профильный комитет не счел необходимым переделать их в поправки. В Госдуме это объясняют это событиями на Украине. Так что тренд на ужесточение законодательства сегодня выглядит более естественным, чем какие-то правовые претензии к отдельным его аспектам. Судя по всему, именно благодаря этому тренду забыта даже обязанность федерального законодателя в кратчайшие сроки исполнять решения Конституционного суда РФ.

Дело в том, что в Госдуме сейчас "завис" правительственный законопроект, представленный в соответствии с постановлением КС РФ от февраля 2013 года. Напомним, что тогда группа депутатов, Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин и лидер "Другой России" Эдуард Лимонов обратились в суд с исками против ужесточенного законодательства о митингах. Судьи признали, что отдельные его положения действительно не соответствуют Конституции.

Замечания были сделаны по слишком завышенным минимальным размерам штрафов - для граждан от 10 тысяч рублей, по применению к организаторам акций наказания в виде обязательных работ за такие нарушения, которые на самом деле не причинили никакого ущерба ни имуществу, ни здоровью третих лиц, либо произошли по объективным причинам. КС также опротестовал норму об обязанности властей субъектов РФ создать специально отведенные для митингов места, указав, что раз четких указаний о критериях их выделения в законе нет, то это может привести к нарушениям прав граждан.

Правительство внесло в Госдуму соответствующий проект закона, который был принят в первом чтении еще в декабре того же года. И с тех пор о нем нет ни слуху, ни духу. Глава комитета по конституционному законодательству единоросс Владимир Плигин, впрочем, уверяет, что работа над поправками идет, систематизируются все замечания, а причина задержки, дескать, в том, что необходимо дать судам четкие механизмы принятия ими соответствующих решений.

Однако у оппозиции мнение другое. Первый зампред профильного комитета справедливоросс Александр Авдеев подчеркнул, что на самом деле никакой активности по обсуждению законопроекта нет. Формальные причины этого ему не известны, но он дал прогноз о том, что ничего смягчающего законодательство в ближайшее время принято не будет. Коммунисты же прямо заявили, что у них уже есть примеры того, как суды отказываются назначать наказания за митинговые нарушения, что называется, ниже низшего предела. Даже несмотря на прямое указание Конституционного суда. Плигин, правда, обещает, что уж на осенней сессии Госдумы поручение КС РФ все-таки будет исполнено.

Дело, однако, в том, что в законе есть только такое требование: законодательные изменения, вытекающие из того или иного постановления этого высшего суда страны, не позднее шести месяцев с его вынесения должны быть написаны правительством и направлены в Госдуму. А вот для депутатов никакого обязательного срока нигде не установлено.
Источник: novopol.ru

государственная дума, законы

Previous post Next post
Up