Верноподданное или "верноподленькое" казачество?

Jun 03, 2013 10:04




Кубанское казачество отпраздновала очередную знаменательную дату из своей новейшей истории: 30 мая 1998 года в Краснодаре состоялся Большой сбор казаков, посвященный вхождению кубанского казачества в Государственный реестр казачьих обществ России

Церемония проходила торжественно и чинно: начальник главного управления казачьих войск при Президенте России Анатолий Семенов вручил атаману Владимиру Громову документ о вхождении Кубанского войскового казачьего общества в реестр, были прочитаны поздравления от Президента РФ Бориса Ельцина и патриарха Алексия Второго. Однако, несмотря на всю торжественность момента, и тогда, и сейчас высказывались сомнения в нужности этого шага для кубанского казачества, и по сей день делящегося на «реестровых» и «нереестровых». О том, на пользу или на вред пошло кубанскому казачеству вхождение в Государственный реестр, мы решили узнать у человека, принимавшего во всем этом самое деятельное участие атамана Кубанского казачьего войска 1990-2007 годах, ныне депутата ЗСК Владимира Громова.



- С середины девяностых годов казачество в России - и кубанское, и другие - раскололось на множество различных организаций, зачастую враждующих друг с другом и лишающих казачество авторитета в глазах населения. Поэтому Указ Президента РФ Бориса Ельцина о создании Государственного реестра наиболее серьезные казачьи общества восприняли как возможность объединить казачество и получить ему поддержку от государства. Виделось, что казачество, неся государственную службу, в то же время получит поддержку и в деле своей главной задачи - возрождение казачества как этнокультурной общности. Однако, как сказал историк донского казачества Александр Козлов, «поддерживая казачество, власть во все времена старалась решать свои меркантильные интересы». Создавая реестр, власть пыталась навязать казакам типовые уставы, игнорирующие обычаи и традиции каждого из казачьих войск. Те из них, что не являлись историческими, что появились только в девяностые, приняли эти уставы без вопросов, как, например, Волжское казачье войско. Мы же тогда твёрдо сказали - или вы берете нас с нашими традициями и обычаями, или мы не входим в реестр вообще. И только через три года после подписания президентского Указа в 1998 году Кубанское казачье войско вошло в реестр на своих условиях. С одной стороны, государственная поддержка повысила статус и авторитет казачества: к нему стали прислушиваться во власти, казачьи атаманы сами стали входить во власть на уровне заместителей глав районов и так далее. С другой стороны, власть получила возможность вмешиваться во внутренние дела казачества, влиять на них. Это, в свою очередь, привело к тому, что казаки перестали быть частью гражданского общества; по множеству важных позиций казаки оказались ограничены в возможности высказывать свое мнение. Кроме того, именно государственная поддержка избаловала казаков: власть им платит, им шьют форму и так далее. Понятное дело, что это привлекает в казачество немало случайных людей. Некоторые казаки, правда, стали беспокоиться, что, мол, служба эта временна. Я думаю, что власть и дальше станет поддерживать казаков. Однако повторюсь, главная задача сейчас не служба, а именно этнокультурное возрождение казачества. А эта задача в нынешних условиях уходит в сторону.
У атамана Лабинского казачьего отдела Всекубанского казачьего войска Союза казаков России Евгения Беспятова, как у совершенно нереестрового казака, есть свое мнение.
- Первоначально мы, как и все остальные казаки, тоже стремились в реестр - служба государству она ведь естественна для казаков. Но, на практике оказалось, что вхождение в реестр пошло не на благо кубанскому казачеству, оно оказалось пагубным для него. Людей, которые были у истоков возрождения казачьего движения, родовых казаков, оттуда оттерли, многие ушли оттуда сами. Вместо них, вместо «верноподданных», туда пошли те, кого я называю «верноподленькими», полностью подконтрольными власти. Отсюда, к примеру, и такое явление, как назначение атаманов, а не выборы, то есть полное забвение принципов казачьей демократии. Кроме того, в уставе у реестровых казаков написано, что «казаком может быть любой гражданин РФ». Это вызвало у нас неприятие с самого начала. И все эти тенденции только усугубляются, что лишний раз свидетельствует о том, что в реестровом казачестве, мягко говоря, не все гладко.

http://ngkub.ru/news/erwrhd

власть, народ, общество, казаки

Previous post Next post
Up