Зачем нам нужен саамский парламент в России?

Apr 29, 2011 00:40

Хочу предоставить Вашему вниманию очень интересную статью о Саамском парламенте. Нашел на просторах Инета. Научная работа, причем написана давно, но она не потеряла актуальности. Научная работа четко отвечает на вопрос "Зачем нам нужен саамский парламент в России?". ссылка внизу.

Краткий анализ реализованных программ и планируемых доказывает, что Российские саами находятся на содержании зарубежных государств, что имеет как позитивные, так и негативные стороны.

С одной стороны: финансовая помощь дала возможность особо нуждающимся просто выжить в непривычных условиях строительства рыночных отношений; поддержала и стимулировала развитие культуры и языка; создала и развила дружеские связи между саамами четырех государств; познакомила с современными технологиями в области производства и ремесел; вселила надежду на завтрашний день и т. д.

С другой стороны: отдаляет саами от органов государственной власти региона и парализует их желание влиять на власть, строить с ней партнерские отношения, пьгтаться отстаивать и защищать свои законные права.

Концентрация помощи практически на одну территорию (село Ловозеро) разъединяет народ саами, проживающий на всей территории Кольского полуострова, способствует созданию некой саамской резервации, укрепляет позицию органов власти о наличии саами в одном районе, отчуждая другие.

Финансовая помощь, сконцентрированная часто в одних руках (руководителя организации) остаётся без контроля, что приводит, обычно, к "вождизму", при котором народ зависит от вождя, его милости и желании или нежелании "подать". Это, в свою очередь, порождает психологию раба, не способного разорвать эту зависимость. Наконец, такой подход в деятельности общественной организации не является формой самоуправления. Управлял один человек, а все остальные ждали и надеялись. В результате были нарушены принципы демократии, которые привели большую часть народа саами к потере веры в общественное движение вообще и к её лидерам в частности.

Таким образом, возникает необходимость в создании объединяющей структуры, открытой, коллегиальной, доступной, самоуправляющейся, способной продвигать права и нести ответственность за их реализацию перед всем народом, а не членами отдельной организации. Такой структурой мог бы стать Парламент саами России.

Признание Парламента, рост его авторитета и уважение к нему будет зависеть от профессиональных качеств его лидеров, от их знания, опыта, бескорыстия, умения строить партнерские отношения с каждым.

Создание Парламента саами России стало бы одним из путей строительства диалога с властью, способствующего решению проблем развития народа саами. К настоящему времени уже разработаны проекты необходимых документов. Началась подготовка к проведению референдума, который даст юридические основания для создания всенародно избранного органа самоуправления народа саами.

В основе работы Парламента предполагается заложить механизмы социально-экономического и политико-правового развития саами на разные сроки и по разным направлениям, заключение договоров и соглашений с органами государственной власти и с предприятиями, использующими государственные ресурсы. Поддержка и развитие саамских предприятий через Федеральную целевую программу, реализацию которой Парламент мог бы взять под свой контроль. В перспективе при согласовании с органами государственной власти Парламент мог бы взять полностью на себя реализацию данной программы (в отношении народа саами) с привлечением не только федеральных бюджетных средств, но и средств из других источников.

Потребностью становится создание Открытого саамского фонда, который мог бы аккумулировать финансовые средства. Ситуацию кризиса можно остановить за короткое время, когда необходимые средства пойдут не на территорию вообще, а для конкретных представителей народа саами, составляющих небольшое количество человек на территории Кольского полуострова.

В связи с изъятием 5-й графы в российских паспортах, на наш взгляд, юридическая идентификация народов России усложняется. Нарушена ст.26. Конституции Российской Федерации, в которой записано, что "каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть понужден к определению и указанию своей национальной принадлежности". В результате такой недальновидной политики ущемлены права многих народов России, нарушена законность. В связи с этим народ саами приобрел для себя еще одну проблему. Право пользоваться Федеральными Законами, касающееся коренных малочисленных народов, осложнено. Так руководитель Ловозерского района потребовал доказательств о принадлежности к малочисленному народу представителям общины, пришедших к нему по вопросу аренды земли. Ему нужен был только паспорт. Сегодня саами, приходя в исполнительные органы власти, несут с собой новый и старый (погашенный) паспорт.

Приведенные примеры говорят о том, что вопрос оформления юридической идентификации народов России становится актуальным и его решение требует принятия специального закона Российской Федерации.

Таким образом, анализ современных политико-правовых основ развития коренных малочисленных народов Севера в государственной национальной политике России (федеральный и региональный аспекты) позволяют сделать следующие выводы:

l.Ha современном этапе в Российской Федерации создаются политико-правовые условия для реализации и развития законных прав и интересов коренных малочисленных народов Севера России на территории традиционного природопользования, на приоритетное использование природных ресурсов, в том числе биоресурсов и водоёмов, на сохранение и развитие своей культуры и языка, традиционного образа жизни и традиционных видов хозяйственной деятельности, на самоорганизацию и самоуправление, на участие в политических процессах и представительство в органах государственной власти.
2. Непосредственная федеральная забота о коренных народах не только способ повышения степени защиты их особых интересов, но и удобный повод для сдерживания регионального сепаратизма, повод для активного федерального присутствия в регионе.
3. Для реализации законных прав и интересов коренного малочисленного народа Кольского полуострова - саами в Мурманской области создаются определенные предпосылки, что обусловлено положениями Устава Мурманской области. Например, в Уставе говорится о содействии "коренному народу Кольского Севера - саами - в реализации их прав на сохранение и развитие родного языка, национальной культуры, традиций и обычаев" (ст.21 п.2), а также о том, что "в исторически сложившихся районах проживания саами пользуются правами на традиционные виды природопользования и промыслов" (ст.21 п.З). Вместе с тем, необходимо отметить, что региональное законодательство области в отношении народа саами практически не развито.
4. Большую роль в решении проблем народа саами должны играть и в настоящее время играют общественные организации. Положительным моментом является формирование диалога между органами государственной власти Мурманской области и общественными организациями народа саами.
5. Для дальнейшего совершенствования региональных программ и законодательства в отношении народа саами было бы целесообразно принять региональные законы, защищающие традиционные виды хозяйственной деятельности, культуру и язык. Кроме того, не без интересен вопрос о создании Парламента народа саами как эффективной формы самоуправления и самоорганизации.
[BR]http://123diplom.ru/item/items7419433.html

представительство, саамский парламент, саами, самоопределение, самоорганизация

Previous post Next post
Up