(no subject)

Jul 14, 2011 14:48

Недавно мне на глаза попалась статья хибинского вестника и я был очень расстроен как автор её написал.
Привожу ниже данную статью, но в своей редакции. Надеюсь, что автор прочтет мои исправления и в следующий раз не будет делать неточности.

11 июля в торжественной обстановке был открыт памятный знак - скромный камень с петроглифом северного оленя и надписью: «Памяти Кольским саамам». Его установили в районе Экостровского пролива, на месте, где некогда существовал один из саамских погостов.

Знак установлен по инициативе Мончегорской национально-культурной автономией саамов и Апатитской национально-культурной автономией саамов, которые недавно создали региональную автономию саамов и она находится в стадии юридического оформления, а также при участии Федерации спорта и туризма города Апатиты. Средства на изготовление памятного знака выделены при реализации проекта «Сейдъяврь»: сохранение экологического равновесия природы Кольского полуострова путем воспитания подрастающего поколения на примере многовековой жизни саамского народа.» При реализации данного проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 16 марта 2009 года №160-рп. Грант успешно реализован в 2010 году Национально-культурной автономией саамов г. Мончегорска на оз. Сейдъявр Мончегорского района. Всего в рамках проекта было изготовлено несколько памятников. Первый памятный знак саамам Кольского края установлен на месте реализации проекта в 2010г. согласно плану реализации гранта. Один из знаков будет передан в мончегорский музей истории, где планируется создать отдельный зал, посвящённый истории саамов. В Оленегорск передан саамам знак для установки в городе.
На открытии памятника присутствовали потомки живших на побережье озера Имандра саамов, их друзья, обобщённо говоря, из сферы культуры и туризма, и официальное лицо - временно исполняющий обязанности мэра Апатитов Павел Геннадьевич Чуфырёв. Надо сказать, что в местах своего исторического проживания они на сегодняшний день в меньшинстве. Сегодня в Мончегорске осталось около 70 человек, имеющих отношение к этому древнему народу, примерно столько же в Апатитах и Кировске. Хорошо, что у них есть друзья, как уже было сказано, в лице председателя апатитской Федерации спортивного туризма Анны Быковой и художника Станислава Никонова. Они задумали поставить возле памятного знака символическую часовенку. Эскиз уже создан и получил одобрение от архиепископа Мурманского и Мончегорского в прошлую пятницу. По замыслу сооружение будет сочетать в себе символы саамского народа и православной культуры. А ещё конструкция будет антивандальной. В какой-то степени она рассчитана на привлечение туристов и популяризацию культуры народа саами.
- Это ведь загадочная культура, - говорит Анна Быкова, - необычный народ, при свойственной немногословности он так ярко выражает своё трогательное отношение народа саами к природе, к земле предков. Вот эту трепетность хотелось бы передать современным туристам и жителям Кольского полуострова.

Открытие памятного знака - событие культурной значимости, но для потомков саамов оно было личностно важным.
- Для меня это очень личное событие, - говорит председатель совета мончегорской Автономии саамов Вера Пепина, - потому что у нас в городе две семьи остались экостровских саамов, которые жили здесь... - и слёзы потекли из глаз.
Вера Сергеевна продолжала:
- Сегодняшним событием отдаю дань памяти своим родителям, своему отцу, который утонул на рыбалке, и не имеет могилы на земле. И всем Кольским саамам... Печальные события происходили с нашим народом, - Вера Сергеевна заплакала и не договорила, о бедах саамов.
Она не сказала о том, что ещё во времена Петра I с Экостровского погоста в армию были взяты 100 мужчин. Для небольшого народа это стало катастрофой. Только к концу XIX века Экостровский погост немного оправился, но пришли новые испытания: революция, гражданская война, коллективизация, репрессии. Саамские женщины были мобилизованы вместе с оленями строить железную дорогу в наших краях, мужчины служили в русской армии. Экостровский погост пролегал на тракте Кандалакша - Северная Кола, поэтому здешние саамы должны были перевозить грузы и людей на этом пути. Здесь же была большая почтовая станция. Когда проложили дорогу через Экостровский пролив саамы вынуждены были покинуть свои жилища.
- Нас часто просят станцуйте, спойте, - говорит Наталья Гаврилова, председатель совета апатитской Автономии саамов, - нам это очень обидно бывает слышать. Мы хотим, чтобы нас знали не только как танцующую нацию, но как народ, хранящий свою самобытность не для увеселения туристов, а ради её сохранения для потомков. Мы здесь не только жили, мы здесь живём.
У сегодняшних саамов проблем больше, чем когда-либо. И именно поэтому саами провели уже два съезда и избрали свой выборныйспредставительный орган РОССИЙСКИЙ СААМСКИЙ ПАРЛАМЕНТ - "Куэллнэгк нёарк Са̄мь Соббар". Зачастую через суд коренные малочисленные народы отстаивают свои права вести образ жизни своих предков: питаться от природы на своей земле. Но и здесь препоны: российское лесное и земельное законодательство «играет» в пользу промышленников и частников. Потомки саамов приезжают из городов на места своего исторического проживания, но не имеют права даже подойти к местам, где жили их предки. И всё же при наличии всех этих проблем, многие настроены оптимистично.
- Установленный памятный знак, это - не кладбищенский памятник, - заявляет Андрей Белозёров, член мончегорской автономии - это именно знак памяти тем, кто жил здесь и с момента присяги ещё древнерусским князьям всегда был верен российскому государству. Известно, что саамы участвовали в походе Александра Невского против чуди, тогда новгородцы возроптали, а саамы пошли.
Надеемся, что постановка знака станет толчком к установке часовни и это доброе дело воплотится в жизнь.

Наталия Котляренко.
В редакции Андрея Данилова

статья, саами, СМИ

Previous post Next post
Up