Буду честным: я не горю желанием писать про такого однозначного героя как Джесси Пинкман, и делаю это только в силу собственного природного перфекционизма. Все-таки, Джесси - второй по популярности персонаж из сериала Breaking Bad и реальный кандидат на получение приза зрительских симпатий. В интернете я часто встречаю мнение, что Джесси призван выступить в качестве антипода Уолтеру Уайту, ведь в то время как Уолт все глубже и глубже увязает в болоте аморальности, Джесси, напротив, устремляется к вершинам человечности и, в конечном итоге, приходит к некого рода просветлению (эпизод с мечтаниями о вырезании шкатулок является тому подтверждением (якобы)).
Я понимаю, откуда взялась эта идея: на протяжении всего фильма Джесси по-настоящему мучается из-за смерти невинных людей, будь то химик Гейл Ботикер, которого он был вынужден застрелить, или его героиновая подруга Джейн Марголис, или мальчик, ставший невольным свидетелем кражи метиламина. В такие моменты, видя страдания Джесси, хочется искренне ему посочувствовать: действительно, психика Пинкмана с трудом выдерживает подобные чудовищные стрессы. Но лично у меня наряду с сочувствием возникает еще и острое недоумение. Я имею в виду, парень, что ты здесь вообще забыл? Этот бизнес не для тебя. Собирай вещи и давай, руки в ноги, пока еще не поздно.
Но Джесси не может просто так взять и свалить. Почему? Во-первых, ему хочется быть крутым. Именно крутым, в самом что ни на есть подростковом понимании этого слова. Антигероем из комикса или фильмов про благородных бандитов. Пистолет за поясом, прыгающая тачка, секс-наркотики-музыка-улиц, угрожающий взгляд, ванная, до краев наполненная деньгами, шрам на щеке и испуганно-восторженный шепот за спиной. Во-вторых, потому что он неуч и единственное, что у него получается делать хорошо - это варить метамфетамин. А учиться он не желает, равно как и работать, ибо это ни хрена не весело, да и денег, так, чтобы много и сразу, таким макаром не заработаешь.
Джесси эгоистичен, импульсивен и невнимателен, его мышление - в высшей степени непоследовательное и, что называется, ситуативное, оценивающее единичные события вне контекста обстоятельств. Кто-то отмечает способность Джесси быть преданным, и эту же характеристику в фильме дает ему Майкл Эрментраут, интеллигентный головорез Фринга. Но преданность Джесси - это преданность подростка родителям, для которого папа и мама - фигуры либо однозначно плохие (угнетатели), либо однозначно хорошие (благодетели). Отношение Пинкмана к Уайту строится именно по такому принципу: Джесси - ученик и сын, Уолт - учитель и отец. Учитель строг, ученик дерзок, и вот последний уже трясется одновременно от страха и ощущения собственной выдающейся смелости, когда побагровевший "мистер Уайт" трясущимися руками вытаскивает из стопки тетрадку, в которой сразу под надписью "контрольная работа" красуется реалистично изображенный хер. "Ну, проорись, старый ты козел", - думает Джесси, стоя перед классом и слушая гневные излияния оскорбленного химика, - "И чё ты мне сделаешь? Директору донесешь, сучара?", и от последней мысли его кишки внезапно сжимаются от страха. А что если правда донесет? Или, что еще хуже, заставит Джесси раз за разом бледнеть у доски? Того самого Джесси, которому приходится напрягать всю свою память для того, чтобы правильно изобразить строение молекулы воды.
Преданность Джесси - это подчинение авторитету. Для того, чтобы этим самым авторитетом стать, личность должна соответствовать трем критериям: быть умнее, быть сильнее и быть справедливой (т.е. ценить Джесси). Если личность не достаточно соответствует этим критериям и/или на горизонте вдруг начинает мелькать более авторитетный персонаж, развенчания не избежать. Что и случилось тогда, когда Густаво Фринг решил переманить Джесси на свою сторону. И Джесси, естественно, переманился. И плевать, что напарник пострадал, спасая его задницу и теперь впал в немилость (что означает, что ему в любой момент могут пустить пулю в затылок), и плевать, что новый покровитель буквально вчера собирался убить самого Джесси, считая его бесполезным и опасным в своей непредсказуемости. Главное - он реально крутой и рассмотрел во мне потенциал. Тут как-то даже подозрения в участии Густаво в убийстве одиннадцатилетнего брата девушки Пинкмана начинают меркнуть, ибо у Гаса же типа лицо доброе (наверное;))
Я не стремлюсь заклеймить Джесси. Он не глуп, не лишен человечности, и, что больше всего подкупает - непосредственнен и по-настоящему искреннен. Да вот только игра, в которую он ввязался, отчасти по собственной дурости, отчасти из-за отцовских чувств, которые к нему испытывал Уайт - не для него, масштабы не те.
Вот, кстати, и третья причина того, почему Джесси не выходит из игры - он не понимает, что это вообще игра. Он действует так, как привык действовать в обычной жизни, руководствуясь теми правилами, которые, хотя и вызывают симпатию, не применимы в большом криминальном бизнесе. Пинкману не хватает ни опыта, ни глобальности мышления для того, чтобы осознать, в какое дерьмо он вляпался, ведь Джесси, по сути, не более чем мальчик, заблудившийся в большом и темном лесу, но не осознающий этого, ведь рядом всегда его верный спутник, - Уолт, - который и через овраг поможет перебраться, и от волчьих зубов спасет, да еще и сделает это так, что мальчик даже не успеет сообразить, что ему угрожает опасность. Только вот в большом темном лесу маленьким мальчикам не место.
Лишь в самом конце, когда мальчик находит в кармане фонарик, нажимает на кнопку и в ночи вдруг высвечивается лицо его спутника, лицо страшное, не лицо даже, а морда какого-то мифического чудовища, мальчик внезапно понимает, кто все это время был рядом с ним. О ужас, это же Хайзенберг, воплощение дьявола на Земле! Как, когда и почему произошло это превращение - мальчик не видел. Для него это случилось ровно тогда, когда он включил свой фонарик, увидел раскрытую клыкастую пасть, и, решив, что его вот-вот сожрут, в ужасе умчался прочь.