Инлакеш, часть первая

Jul 31, 2007 00:44

Так вот, про Инлакеш... В один пост все впечатления мне не уместить, так что будет два--про социальную жизнь вообще, про устройство взрослое и детское. Второй про личные впечатления и философию.
Этот--первый :)
Лагерь был устроен очень разумно, те проблемы, которые из города мне казались прямо-таки неразрешимыми, обещавшими совершенно усложнить быт и испоганить жизнь бедной одинокой матери двух детей, оказались заботливо разрешены организаторами фестиваля. Мы приехали среди первых, и к нашему приезду уже были сделаны два туалета, взрослый и детский, вовсю сооружалось первое из лесных кафе, была готова каша для детей. К вечеру кафе заработало и в дальнейшем кормило большую часть лагеря, причём за символические суммы. На следующий день после нашего приезда проводилось общее собрание, на котором Джамиля, главный организатор, как я понимаю, объяснила всем присутствующим, где можно разводить костры (и главное, где нельзя), где брать мешки для мусора и куда девать уже использованные, предложила соорудить ещё туалеты, призвала народ не загаживать химическими и прочими средствами Ладогу и ручей, протекавший рядом с лагерем.
На мой взгляд для лагеря, в котором было около тысячи взрослых и детей, у нас было очень чисто и красиво. Люди подобрались порядочные, природу уважающие, поэтому за неделю нашей там жизни окружающий ландшафт продолжел радовать глаз, взгляд не натыкался но горы мусора, разбитые стёкла и прочие свидетельства человеческого отдыха.
А вокруг нас и вправду было очень красиво: огромная гладь воды Ладожского озера, песчаный пляж, переходящий в галечный с одной стороны. Сосновый лес, сквозь высокие стволы которого далеко-далеко видно, одуряющий сосновый запах, от которого, с непривычки, первый день кружилась голова... Прозрачный ручей, спускающийся откуда-то из леса, впадающий в Ладогу, разукрасив причудливыми узорами песок на пляже. Дети сразу почувствовали себя там, как дома. Особенно им понравилось на пляже, они могли там сидеть по пол дня. Люба бегала по воде и резвилась в волнах, как тюлень, а устав, валялась на песке. Марусю озеро пугало волнами, поэтому она предпочитала бродить по тихому, но очень холодному ручью. Песок, впрочем, ей тоже очень нравился. Ещё на полянке недалеко от места нашей стоянки находилась каким-то чудом туда попавшая детская спортивная площадка. Там было множество лесенок разной конфигурации, разнообразные качели, даже такие, каких я давно не видела в Питере: где надо хвататься руками за кольцаи отталкиваясь ногами, повисать в воздухе. Многочисленные дети, жившие в лагере, больше всего облюбовали именно эти два места: пляж и площадку. Люба быстро нашла себе подруг, с которыми пропадала целыми днями, и поначалу мне стоило большого труда выцыпить её на обед или ужин. Но к концу нашего пребывания там видимо заскучала по мне, и стала чаще приходить сама, ласкаться. Что опять навело меня на мысль о необходимом и достаточном количестве общения для ребёнка её возраста. Ведь Люба--очень общительный человек, она всегда рвётся к детям, легко заводит знакомства. Многие недоумевают, почему я не отдаю её в детский сад. Некоторые даже с явным неодобрением рассуждают о необходимой социализации, о том, что "там ребёнку будет лучше, особенно такому, как Люба". Тут я увидела, что при возможности общаться с другими детьми, после удовлетворения первой потребности в этом, ребёнку регулярно хочется вернуться к маме, пообниматься, поделиться впечатлениями и т.д. И при возможности выбора, Люба достаточно часто предпочитала побыть со мной, когда у меня было на неё время, а не с подругами. Хотя и общение с ними много для неё значило.
В лагере сложился такой микроклимат, который, видимо, похож на описываемый Жан Ледлофф в индейском племени, я имею в виду именно ситуацию с детьми. Дети целыми днями гуляли предоставленными сами себе, но на виду у людей. Их возраст начинался лет с двух-трёх. Младшие дети находились при мамах, практически неотлучно. В такой ситуации незаменимой вещью является слинг. Там, кстати, я видела трёх женщин со слингами, это было очень в тему. Малыши постоянно при мамах, поэтому они получают море информации, общаются с большим количеством людей, успевают и потанцевать, и поиграть, и послушать умную лекцию, и сварить обед на костре, всё, чем за день занимается мама. При этом не покидая безопасного места рядом с ней.
Дети постарше сбиваются в стайки по возрасту и интересам и бегают все вместе, занимаясь своими делами. При этом вокруг них кипит интересная взрослая жизнь: песни, пляски, музыка отовсюду (причём только живая), где-то висят колокольчики, в лесу вокруг лагеря полно черники, тут лепят из глины, там водят хороводы, взявшись за руки. И всё можно посмотреть, принять участие, при желании. Детей ниоткуда не гнали и они бегали свободно, где хотели до поздней ночи. Я знала, что если Любе потребуется помощь, её окажет любой взрослый, находящийся с ней рядом. Также и я готова была помочь ребёнку, у которого случилась неприятность рядом со мной. Так, однажды мы с подругой помогли потерявшей бабушку двухлетней девочке её найти. А Любе помогали найти меня пару раз в начале нашей лагерной жизни.
При таком положении вещей дети действительно получают очень много от окружающего мира, а родители не устают от однообразного общения со скучающим в квартире отпрыском. И мама не чувствует себя заточенной с малышом на руках в четырёх стенах. Иди и общайся, учавствуй в занятиях, которые интересны--если ребёнок не дает чем то заняться, можно хотя бы послушать. Старшие же, живя собственной насыщенной жизнью, постоянно вовлекаются в жизнь общественную, в том числе, и занимаясь полезным для общества трудом. Например, Люба помогала собирать дрова для костра, следила за Марусей, она с подружками устроили целую систему оповещения меня о том, что Маруся проснулась: Люба развлекала проснувшегося ребёнка, а две её приспешницы со всех ног бежали меня искать, истошно вопя: "Ваш малыш проснулся и плачет!!!"
Все эти поручения были очень жизненны, гармонично вписывались в наш быт и поэтому вызывали минимум возражений.
В общем, мне понравилось так жить, и я даже серьёзно стала подумывать, не найти ли мне какое-нибудь тихое экопоселение, человек на 200... Просто потому, что живя таким образом, да ещё и на природе, чувствуешь огромную гармонию и правильность происходящего. Это я о всё о детской организации. Не представляю, как такое можно организовать в городе. Думается, что хоть я и очень много ценного получила на фестивале, мои дети получили побольше моего. О том, что же хорошего там было для меня в следующий раз, так как хочется спать.

дети, путешествия

Previous post Next post
Up