Семинар состоялся, как и было обещано, 8 июня. Кроме нас пришло ещё 4 человека: 3 действительных мамы и одна потенциальная. Так что мы сидели приятной тесной компанией, все познакомились, пообщались.
В начале все расселись на подушках вокруг Алексея, который рассказывал будничным тоном, как это, в сущности, просто, выучить дома четверых детей. Причём на одни пятёрки. На вопрос,
как вы добились этого добились, он ответил, что отправлял ребёнка сдавать экзамен по предмету только когда сам был уверен, что тот знает на отлично. И меня поразила мысль, до чего необъективны школьные оценки: вчера ребёнок чего-то не знал и получил пару. Сегодня он это выучил, он теперь знает то, что требуется. Предположим, что ему даже поставят пятёрку. Но итоговая оценка в этом случае--три с плюсом. А ведь человек знает не на три, а на пять. Что с того, что раньше он не знал? Он для того и учится, чтобы получить знания, если бы они у него были, что бы он делал в школе 10 лет?
Я уж и не говорю про двойки за поведение и за забытые домашние задания….
Выяснилось, что учить дома могут не только специалисты во всех областях, но и простые смертные: какие-то предметы (физика, математика) Лёша знал хорошо и мог выходить за рамки программы, а какие-то (литература, история, биология и т.д.) представлял на общем уровне человека, когда-то закончившего среднюю школу. Поэтому он просто брал вместе с детьми школьный учебник и читал. Или даже не читал, а после ребёнкиного изучения одной главы или раздела по учебнику задавал вопросы. Вообще, идея была такая: если предмет интересен, человек может поискать сам дополнительную литературу и углубить, так сказать, свои знания. Если нет-достаточно школьного учебника. Вообще Алексей не раз подчёркивал, что, обучая своих детей дома, он просто хотел облегчить им жизнь, а не вырастить вундеркиндов. Если талант есть, он себя проявит. А если нет, зачем тащить за уши?
Про мотивацию. Страстного интереса к учёбе у Лёшиных детей не наблюдалось. Нравилась пара предметов, а остальные не очень. Наверное, мало есть людей, которые с одинаковым энтузиазмом изучают и литературу, и физику, и биологию. А есть, наверное, и такие, которым вообще не интересны те предметы, которые входят в школьную программу. Но аттестат всё же нужен.
Алексей объяснял ребятам, что для развития мозга нужна регулярная гимнастика. Так же, как для развития тела. Это может быть скучно и не интересно местами, но нужно для общего развития и укрепления разных отделов мозга. Отдельная тема была с сочинениями. Старший сын никак не мог понять, как его сочинять. Алексей предложил ему писать не сочинение, а письмо определённому человеку о своих мыслях по поводу требуемой книжки. И это сработало, сочинения стали душевнее, ярче и глубже.
Иногда с мальчишками было трудно, тогда Алексей их предупреждал, что если у него не получится с их домашним обучением, придётся им пойти учиться в школу. Это тоже их стимулировало, так как домашнее обучение занимало гораздо меньше времени, чем школьное, и у них оставалось много свободного времени на прогулки и собственные занятия.
Часто возникает вопрос о социализации домашних детей. Как я поняла, если ребёнок любит общаться, он себе компанию найдёт. Такими были двое из четверых детей Алексея. Оба они активно ходили по кружкам, а в старших классах пошли в школу. В частности, сын Коля подружился в походах с ребятами из той школы, которая эти походы устраивала, и пошёл туда учиться в девятый класс. Про школьную учёбу он говорит: «Ну там и бардак!!!» Но зато там интересная компания. Учится он по прежнему хорошо, в этом году закончил школу с золотой медалью, сам поступил в этом году в институт точной механики и оптики, кажется.
Второй сын тоже ходил по кружкам и походам, но особого желания общаться не обнаруживал. В школьные годы. Зато теперь в институте один из основных активистов всяких сборищ, КВНов и т.д. Опять же не во вред учёбе.
А вот младшая дочка, которой сейчас 11 лет, оказалось не очень то общительной, она не любит шума, быстро устаёт от больших компаний. Но потребность в близкой подружке у неё есть, а взяться ей пока неоткуда, ведь Маша никуда не ходит. Она сама не хочет. Я сама в детстве была похожего склада, и знаю, что школа такие проблемы не решает.
Вот, кажется основное, что мне запомнилось, я написала. Для меня этот семинар был также очень ценен тем, что я познакомилась с двумя интересными мамами и их детьми. Одна из них была на семинаре, это
fishdream, у неё сынок-замечательный маленький толстячок Боря, они с Марусей испытывали друг к другу живой интерес, хихикали, поглядывая друг на дружку и менялись игрушками. Вторая приехать не смогла, но мы с ней познакомились через объявление и даже успели съездить в гости пообщаться. Но об этом как-нибудь потом.