Как часто мы слышим это на детской площадке! "Вова, упадешь", - вещает бабушка, сидя на лавочке. Что же делает в этот момент Вова? Просто бежит по песку. Просто. Бежит. По песку. Даже ЕСЛИ и упадет, ничего страшного не произойдет. А что делает бабушка? Сидит на лавочке и демонстрирует свою "заботу".
Нормальный ребенок в возрасте около 3 лет станет отстаивать свою самость, ответит: "Не упаду!" и побежит дальше, и действительно не упадет. В его голове на пятый раз таких несовпадений между словами взрослых и действительностью укоренится недоверие к словам взрослого. Такие "предупреждения" станут для него пустым звуком. Равно как и "накажу!" без последующего наказания, и "больно не будет, врач только посмотрит", когда вы точно знаете, что идете рвать зуб. Ребенок прекращает верить взрослому, слушаться, и в конце концов, верить миру.
Ко всему прочему, на шестой раз, когда он действительно упадет, он почувствует к вам не благодарность за предупреждение, а злобу.
Что ребенок слышит в этом предупреждении? "Я не верю в твои силы", "У тебя ничего в этой жизни не получится", "Я в тебя не верю!". Я прямо вижу, как от бабушки перелетает на левое плечо ребенка маленький чертенок, который всю жизнь, каждый шаг, будет летать рядом и приговаривать: "Не получится!", "Неудачник!", "Даже не пробуй!".
Немного лучше обстоят дела, когда взрослый говорит: "Осторожно, там слишком крутая горка, упадешь!". Здесь взрослый хотя бы объясняет, что именно его тревожит. Но все-таки, ребенок проверит ваши слова, и если не упадет, то словам вашим верить перестанет.
Детская безусловная вера в правоту родителей - удивительная хрустальная ваза, чистая, прекрасная, но очень хрупкая. Когда мы говорим вещи, не совпадающие с реальностью, иначе говоря, неправду, а попросту - вранье, мы пускаем по этой вазе трещинки, которые однажды ее разрушат.
Но неужели теперь позволить детям делать все, что представляет для них опасность? Конечно, нет. Предупреждать детей об опасности нужно, попросту запрещать им лезть в опасные места нужно. Но посыл, который мы даем им, должен быть не в сомнении в ИХ, детей, качествах и способностях!
Одна чудесная мама Катя показала на своем примере,как говорить правильно.
"Там слишком крутая горка, ты МОЖЕШЬ УПАСТЬ". Таким образом мы даем ребенку ВЫБОР, бежать дальше, зная, что он МОЖЕТ УПАСТЬ, или не бежать. Если он побежит, то не вопреки вашим словам, а следуя им. И если он таки упадет, он не испытает злобу и разочарование. Он подумает: "Эта горка действительно крутовата, я попробую еще раз, когда подрасту".
"Нельзя вылазить на подоконник, это ОПАСНО!". Если не переусердствовать с этим словом и дать ребенку понять, что такое опасно, он не вылезет. Просто "нельзя" не сработает, как не сработает и "нельзя, упадешь". Ведь что такое "упадешь".. на площадке тоже говорили, "упадешь", но не упал же..
Подумайте, дорогие родители, что вы сообщаете ребенку, когда говорите "упадешь", или даже пресловутое "молодец". Какое сообщение вы ему доносите и что он из него вынесет?