На «Патриархии.ру» опубликован большой отчет об итогах 10-летнего понтификата патриарха Кирилла. В нем много статистики и интересных моментов, например, в каноническую территорию РПЦ отнесены 16 стран, включая Китай и Японию.
По Японии вопросов нет, смотрите житие святого Николая Японского, а вот в Китае успехи православной миссии совсем неочевидны, правда у Московского Патриархата дела в Поднебесной идут чуть лучше, чем у Константинопольского.
Вообще Китай с населением в 1,4 миллиарда - лакомый кусочек для религиозных лидеров всех конфессий. Большинство населения там живет традициями и идеологией, а не духовными практиками. В силу политической конъюнктуры отношения у Китая с Россией сейчас добрососедские, и патриарх Кирилл грезит идеей сделать православной хотя бы часть местного населения, удвоив, а то и утроив свою паству.
На базе московского храма святителя Николая в Голутвине еще в 2011 году было учреждено Китайское Патриаршее Подворье, настоятелем которого назначен протоиерей Игорь Зуев, китаист по светской специальности. К несчастью, практические занятия в Москве показали, что воцерковить китайскую диаспору крайне сложно. И тогда в Патриархии попытались зайти с другого конца.
По законам КНР, миссионерская деятельность в стране разрешается только при условии, что все миссионеры будут этническими китайцами. Несмотря на годы работы РПЦ в Китае, местных священников там так и не появилось. Вернее их всего два - иерей Анатолий Кун (Кун Чеун Мин) в Гонконге, и еще один в континентальном Китае - священник Александр Юй Ши из Харбина. Это притом, что истории православия в Китае 300 лет. Оба батюшки миссионерят в главном китайском мессенджере WeChat, но это капля в море.
Еще одно препятствие на пути РПЦ в Поднебесной - конкурирующая Гонконгская митрополия Константинопольского Патриарха. Несмотря на все протесты Москвы, ушлые греки развернули работу на территории Гонконга, Тайваня, Филиппин, Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Таиланда, Мьянмы и Монголии. Правда Константинополь не имеет приходов в материковом Китае, но в 2008 году объявил его своей канонической территорией. Учитывая исторические связи Фанара с ЦРУ, Пекин греческих миссионеров сдерживает.
Что касается «парадной статистики» (+150 епархий, +182 архиерея, + 9 844 священников), то на этом примере как нельзя лучше видна вся бумажная сущность патриаршего «величия». Когда затевался «кирилловский призыв» и распил епархий, обоснованием служила необходимость приблизить епископат к простому народу. Критики опасались, что каждый новый архиерей потребует себе содержание на уровне прежних, и они оказались правы.
По данным ВЦИОМ, которые Церквач публиковал перед новогодними праздниками, уровень одобрения РПЦ с 2012 года к сегодняшнему дню не вырос. А вот уровень неодобрения, напротив, увеличился значительно. В феврале 2012 года он был менее 12%, а в декабре 2018-го подрос до 16,4%, временами достигая 19%. Административная реформа дала обратный результат.
Качество новых архиереев оказалось ниже среднего, поборы и бюрократия выросли, а порядка и новых прихожан на местах больше не стало. Некоторые после хиротонии пришли в такой административный восторг, что их пришлось в расцвете сил отправлять «на покой», или переводить в глухие углы.
Патриархия сама провоцирует епископат на холодное и меркантильное отношение к своим епархиям, устраивая «шашки» на каждом заседании Синода. У архиереев не выходит из головы карьерная лестница: карабкаясь по ней, они затевают гигантские стройки без внятного финансирования, выгоняют музеи и планетарии из занимаемых зданий, смотрят в рот коррумпированным чиновникам, устраивают папе пышные визиты за счет обирания бедных приходов - словом, стараются свалить на место попрестижнее и заиметь белую шапочку с крестом.
За десять лет патриарх Кирилл вытряс из бюджета много денег, принял много подарков и облетел на самых комфортных самолетах чуть не полмира, получил возможность править законы на этапе «нулевого чтения» и даже протаскивать через Госдуму собственные, но не сделал почти ничего, что выходит за круг внутренних корпоративных интересов Патриархии.
Не видно никаких принципиальных успехов по части ограничения абортов, диалог с общественностью свелся к бесконечным взаимным упрекам, миссия среди молодежи провалена полностью. Старинные храмы в деревнях по-прежнему лежат в руинах. В культурной жизни РПЦ заметной роли не играет, а масскульт так и вовсе скатился в такое днище, что советский телевизор оттуда выглядит недосягаемой сияющей вершиной, хотя все эти актеры, режиссеры, телеведущие и директора федеральных телеканалов считаются «православными». Конкуренцию им по части презрения к народу могут составить разве что «православные» чиновники. Само священство оказалось ремеслом, а не призванием.
При всех героических усилиях Отдела по благотворительности, Церковь так и не стала благотворительной организацией общероссийского масштаба - просто деньги идут на другое, это папе не интересно. «Православный казак» стал синонимом быдла в лампасах. Светское образование в России деградирует под аккомпанемент аплодисментов, которыми патриарха ежегодно одаривают в Госдуме и Совфеде. Роль общецерковной аспирантуры и докторантуры свелась к партийной школе, архиереи и кандидаты в епископы ходят туда получать «корочки». Непонятно вообще, с какой профессурой останутся духовные академии, когда умрут старенькие Осипов и Скурат. Украина полыхает, Белоруссия искрит.
Из 2019 года очевидно, что «церковное возрождение» в России умерло вместе с патриархом Алексием II, а то что происходит последние десять лет потом историки назовут иначе. Может и не двумя безбожными пятилетками, но и эпохой «церковного просвещения» эпоха «возрождения» не сменилась.
Те, кто выбирал талантливого организатора и грамотного управленца, могут быть довольны: структурировал, оптимизировал, систематизировал. Все в самом лучшем виде, отчетность имеется. Получите и распишитесь.