Русские и Святая гора

Oct 23, 2018 12:49

В последнее время в прессе, отечественной и иностранной, появилось множество статей о Святой горе. Все они так или иначе поднимают тему русских паломников, которая освещается в самом алармистском ключе. В целом, эти статьи можно разделить на откровенно заказные, русофобские (например: Странный интерес Владимира Путина к Горе Афон или Mount Athos, a Male-Only Holy Retreat, Is Ruffled by Tourists and Russia ), - и более умеренные, хотя и не менее неадекватные (например: "Прихожан РПЦ ограничили в посещении Афона", "Афон не будет закрывать дорогу российским паломникам"). Также в Сети появляются и совсем не корректные комментарии к этим журналистским опусам, - и всё это в целом нагнетает вокруг Афона атмосферу какого-то нездорового интереса, если не сказать безумия. Поэтому мы попросили одного из насельников Св. Горы высказать свои соображения по настоящей ситуации, и вот его слова:

Святая Гора в правовом поле Православной Церкви занимает особое, отличное от прочих митрополий место. Исторически и по сути, отраженной в самом своем названии ("Автономное монашеское государство Святой Горы", греч. Αυτόνομη Μοναστικὴ Πολιτεία Αγίου Όρους), это самоуправляемое сообщество. С тех пор, как над полуостровом был закреплён суверенитет Греции (что произошло сравнительно недавно, менее ста лет назад) Святая гора как независимая полиэтничная монашеская республика была поставлена в определенные политические рамки: Афон оказался в сфере неограниченного влияния британской Короны. В 80-х годах ХХ столетия, во время борьбы с Русской зарубежной Церковью*, особый статус получил здесь патриарх Константинопольский, который с тех пор стал активно вмешиваться в жизнь монастырей. Самое главное, обычным насельникам Святой горы теперь не разрешают изучать Правовой Святогорский томос и не сообщают, как ранее, о всех вносимых изменениях в законодательство... по сути, произошло "тихое закрепощение" членов монашеской республики.
(Подробнее на эту тему можно расспросить о. Николая Генералова или о. Иоакима, духовника Пантелеимонова монастыря. Можно поговорить и с о.Стефаном Хиландарцем, который был протом Св. Горы несколько раз).

***

Что касается Кинота Св. Горы, то он совершенно не обязан высказывать свою позицию или мнение по тем или иным Церковным вопросам. Игумены святогорских монастырей не облечены епископским саном именно поэтому, - не только чтобы не рукополагать священников, но и чтобы не участвовать в Церковных спорах. Знаем ли мы, например, как вели себя святогорцы в момент подписания Флорентийской унии? Никаких громких свидетельств о том, как именно вели себя святогорцы не осталось! Нигде в современных исследованиях Флорентийской унии не отводится особое место Святой Горе...

И сегодня Священному Киноту, наверное, было бы лучше воздержаться от всяких коментариев. Или сказать что-то вроде: "Мы надеемся на мир среди людей Божиих, и пусть епископы сами решают, что им делать. Наша задача не заманивать посетителей, а сохранять благочестие среди насельников. А каждый игумен святой Горы имеет право на свои политические и духовные практики. Он выбран братией монастыря и прежде всего является хранителем своих подопечных, а не третейским судьёй".

***

В остальном, вряд ли текущие внутрицерковные споры сильно повлияют на размеренную жизнь святогорцев, их традиционное гостеприимство, а равно и на молитвенное общение православного люда: русских, греков, сербов, болгар, румын, молдован (насельников и паломников)...

Что же до озвученного некоторыми спикерами РПЦ прещения русским паломникам причащаться на Святой Горе (в связи с решением Синода от 15.10.2018), то здесь вопросов больше, чем ответов. Вот только некоторые:

Что такое Причастие и кто может от него отлучить? А кто может опять "прилучить"? Тот же, кто отлучил? Или другой?

Если можно отлучать от причастия на расстоянии, то, наверное, можно и причащать на расстоянии?

Чье мнение первичнее? Духовника или епископа? Епископа твоей Церкви или патриарха?

Нас учили, что ни епископ, ни патриарх не имеют права обращаться к верующим "через голову" епископа поместной Церкви (а поместные - это не только грузинская или греческая, но и муромская или воронежская, например).

Если бы на Соборе составили подписанное письмо и разослали епархиям для чтения, это было бы канонически верно и с уважением как к людям, так и к свободе каждого епископа.

Вообще, внутренняя логика запрета_на причастие_через_телевизор свидетельствует о несформированном богословском сознании при принятии решений, связанных с жизнью Церкви...

* историческая справка

война юрисдикций, русские

Previous post Next post
Up