Знайте, сударь, что в моем государстве велик только тот, с кем я говорю, и только в то время, пока я с ним говорю. (Приписывается императору Павлу I).
Суверен, который в деистической картине мира, пусть и вне мирового целого, оставался все же механиком огромной машины, радикальным образом вытесняется. Машина работает теперь сама по себе. Люди всё больше утрачивают трансцендентные представления. Тем самым развитие теории государства приходит к тому, что устраняются все теистические и трансцендентные представления и появляется новый тип понятия легитимности: на место монархической приходит демократическая идея легитимности. (Карл Шмитт).
У нашумевшей работы Сергеева есть один серьезный недостаток - анахронизм, особенно в описании российского самодержавия. Почти полностью игнорируется традиционная и "мистическая" подоплека той полноты власти, которой пользовались российские императоры. См.:
1.
Юлиус Эвола. Восстание против современного мира (гл. 1, 2, 4: "Принцип", "Царственность", "Закон, государство, империя"). 2.
Карл Шмитт о господстве и суверенитете.
3.
Работа К. Шмитта “Политическая теология”. 4.
Эрнст Хартвиг Канторович.
Два тела короля: Исследование по средневековой политической теологии.