"Соотечественники"

Aug 23, 2016 00:18

Оригинал взят у rsa_4ever в "Соотечественники"
(...)

На днях общественность была взбудоражена эпизодом с Оксаной Караей, прибалтийским русским "негром", выставленным из РФ. Сегодня устами Марии Захаровой МИД на это прореагировал.

[Полный текст выступлени Захаровой]
Об инциденте в аэропорту «Домодедово» с задержанием «негражданки» из Латвии О.Карая

Еще одна тема, которая была весьма резонансной в СМИ соотечественников. 15 августа сотрудниками Пограничной службы ФСБ России при пересечении государственной границы Российской Федерации была задержана Оксана Карая (позволю себе назвать год ее рождения, так как эта тема уже была освещена в СМИ, 09.07.1994 г.р.), документированная паспортом негражданина Латвийской Республики. Основанием непропуска ее через границу послужило отсутствие российской визы. В своих действиях сотрудники ПС ФСБ России руководствовались положениями Указа Президента Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 977 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в Латвийской Республике или Эстонской Республике». В частности, в соответствии с п.1 Указа, правом на безвизовый въезд в Российскую Федерацию обладают так называемые «неграждане» Латвии, если они состояли в гражданстве СССР и проживают в Латвийской Республике, а также в соответствии с п.2 Указа - их несовершеннолетние дети.

Очевидно, что О.Карая не удовлетворяет ни одному из упомянутых в Указе критериев потому, что она не могла иметь гражданства СССР, так как родилась после 6 февраля 1992 г. (день прекращения существования института советского гражданства) и не является несовершеннолетним ребенком (возраст - 22 года). В этой связи ей было отказано во въезде в Российскую Федерацию. Напомню, визы у нее не было. При этом считаем, что правомочность действий сотрудников ПС ФСБ России сомнений не вызывает.

Учитывая, что в данном случае речь идет о нашей соотечественнице, а также исходя из гуманитарных соображений, руководством Консульского департамента МИД России в тот же день было дано указание дежурному консулу аэропорта «Домодедово» выдать О.Карая транзитную визу, которая позволила ей пересечь государственную границу, приобрести билеты в г.Ригу и затем беспрепятственно покинуть территорию Российской Федерации.

Относительно действующего порядка въезда на территорию Российской Федерации «неграждан» Латвии и Эстонии (институт «негражданства» существует только в этих странах) сообщаем, что только часть из них, удовлетворяющая упомянутым в п.1 и п.2 Указа требованиям, может осуществлять въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации без оформления виз по паспорту негражданина, выданному соответствующим органом Латвийской Республики, или по паспорту иностранца, выданному соответствующим органом Эстонской Республики. Остальные «неграждане» Латвии и Эстонии должны въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации в соответствии с общим порядком, установленным Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114- ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В связи с имевшим место инцидентом Посольству Российской Федерации в Латвийской Республике и Посольству Российской Федерации в Эстонской Республике дано указание разместить на своих официальных сайтах соответствующие комментарии с необходимыми разъяснениями.

Посольства Латвии и Эстонии в Москве в ближайшее время будут повторно проинформированы о действующем порядке въезда на территорию Российской Федерации «неграждан» этих стран.

Прошу прощения за обширное углубление в эту тему, но для нас очень важно, чтобы наши соотечественники понимали существующий порядок въезда в Российскую Федерацию и чтобы в СМИ никакие спекуляции по этой теме не проходили.


Это можно смело оставлять безо всяких комментариев, но кое-что можно и сказать.

(1) Официальная позиция такова: всё нормально, "негритянка" виновата сама, -- не полюбопытствовала по поводу новых правил, пограничники всё сделали правильно, а дежурный сотрудник МИДа даже пошёл навстречу безответственной "негритянке" (хотя и не был обязан это делать) и выдал транзитную визу для отправки "соотечественницы" домой. Но главное -- в самой ситуации абсолютно ничего ненормального нет. Этот эпизод служит показателем некоторой недоработки дипломатических представительств в Латвии и Эстонии, -- не проинформировали "негров" в полном объёме, -- но никак не свидетельствует о том, что нечто неправильное может быть в самой политике. МИД не считает данный зафиксированный в российском праве подход к "соотечественникам" хоть в чём-то неверным по сути и не будет обращаться в компетентные органы исполнительной власти с представлениями о каком-либо изменении этого подхода.

(2) Как видим, РФ подтверждает свой отстранённый подход к иностранным (недо)гражданам русского происхождения. Не наши граждане, не наши проблемы. Вы русский? Ну и что, в российском законодательстве нет такого понятия. РФ по конституции -- многонациональное государство, а не форма русской государственности. РФ ничего не обязана русским постольку, поскольку таковые не являются её гражданами. Гражданам -- обязана, но у граждан РФ нет национальности. Но при этом РФ

(3) Вновь демонстрирует элементы (кажущейся) шизофрении, столь характерные для российской политики в ближнем зарубежье. Тут хотелось бы обратить на употребление слова "соотечественник". Казалось бы, принимая во внимание положение (2), какая Карая соотечественница "безнациональным" россиянам? Если национальность не является критерием соотчича, если мы мыслим постсоветское пространство в терминах государственной и гражданской принадлежности, то соотечественниками россиянам могут быть только люди, рождённые в (гражданстве) СССР до 6 февраля 1992 года. О.Карая, с этой, вполне официальной российской точки зрения, никто. Однако же нет, она именно что "кто-то". Захарова последовательно именует её "соотечественницей". По какому же критерию? Очевидно, что именно что по тому самому неправовому критерию, которого не существует в российском конституционном законодательстве: по критерию национальности, по принадлежности к общности русских людей. О чём это говорит?

(4) А говорит это о том, что никакой шизофрении в данной сфере политики РФ, по факту, не существует. С правовой точки зрения, нет никаких (зарубежных) русских, проблемы зарубежных русских -- это их личные проблемы. Их сложности РФ решать принципиально не собирается. "Я тебе покажу соотечественник, сволочь рижская", -- как бы говорит РФ устами автора Указа № 977, экс-ФМС, МИДа и ПС ФСБ. Но при этом, с политической точки зрения, зарубежные русские есть, они, внезапно, таки "соотечественники". Про это та же самая РФ никогда не забывает, напоминая и окружающим периодически. И когда это будет надо, она в очередной раз достанет с полки запылившуюся папку с надписью "русские соотечественники за рубежом" и расскажет про "русский мир", дискриминацию русскоязычных, страдания "неграждан". Иными словами,

(5) РФ сознательно удерживает правовыми средствами зарубежных русских там, где они являются коренным населением, максимально отстраняясь от решения их проблем для того, чтобы иметь рычаг политического воздействия на ближнее зарубежье.

Следует отметить, что у данного подхода есть тот существенный минус, что он теряет свою актуальность со временем. С одной стороны, русская община в СНГ испытывает постоянный процесс эрозии: её члены частью вымирают, частью выезжают, а частью ассимилируются, что ведёт к физическому снижению силы данного фактора. С другой стороны, сугубо "коммерческий" подход к соотечественникам не может пройти незамеченным. Если все понимают, что это для вас не принципиальный вопрос, а разменная монета, то ценность данного козыря будет неминуемо девальвирована. Что, собственно, в немалой степени уже и произошло.

[P.S.-1]P.S.-1. Выше представлено достаточно упрощённое видение проблемы. Она, эта проблема, много сложнее. Существует и правовое понятие "соотечественника", и соответствующий дискурс. Но данный дуализм -- последовательное удержание зарубежных русских в заложниках своей политики -- вполне материален.

[P.S.-2]P.S.-2. Источник данного правового подхода к "соотечественникам" -- Президент РФ. Данное положение в сфере миграционной политики определено конкретно его указом. Любопытно, что, если в части базового законодательства, фиксирующего политику по отношению к "соотечественникам", ещё можно говорить о том, что оно-де несовершенно ещё и потому, что "неповоротливо", -- иди, мол, проведи новый закон; это же месяцы и годы, да и депутатский корпус оставляет желать лучшего и проч., -- то тут такая аргументация не работает. Долго ли разработать и подписать указ главы государства?

P.S.-3 Мозговой о российской помощи.

война и мир, блядство, русские

Previous post Next post
Up