"Со скрещенными на персях руками..."

Aug 17, 2016 22:57



Преподобный афонский старец Хаджи-Георгий, XIX век.

В 866 году новообращенный в христианскую веру болгарский князь Борис послал обширный запрос в Рим, папе Николаю, по поводу обоснованности некоторых бытовых и церковных обычаев, вводимых у болгар греческими учителями. В частности, по его словам, "греки заявляют, будто те, кто в церкви стоит не со скрещенными на груди руками, совершают величайший грех... греки запрещают принимать причастие, не подпоясавшись... греки запрещают евнухам резать животных, так что, с их точки зрения, тот, кто поел мяса животных, забитых евнухами, совершил тяжкий грех... греки запрещают входить в церковь в тряпичной повязке..." и т. д. Все это папа объявляет несущественным. Для нас, однако, важно зафиксировать существовавший в то время в Византии благочестивый обычай стоять в церкви со скрещенными на груди руками. Он нашел отражение и в некоторых византийских миниатюрах, например:



Впрочем, изображения святых со скрещенными на груди руками на византийских иконах и росписях - редкость. Так же и в более поздних письменных источниках о подобной молитвенной позе, кажется, ничего не говорится. Зато достаточное количество свидетельств существования этого обычая обнаруживается в допетровской Руси: по всей видимости, русские (в отличие от болгар?) оказались благодарными учениками.



Одно из самых ранних упоминаний - в "Сказании о Мамаевом побоище" (XV в.), в связи с усердным молением русского князя: "Приспевшу же дни четвертку августа 27, на память святого отца Пимина Отходника, в той день въсхоте князь великий изыти противу безбожных татар. И поим с собою брата своего князя Владимера Андреевича, и ста в церкви святыа Богородица пред образом господним, пригнув руце к персем своим, источник слез проливающи, моляся, и рече: «Господи Боже наш, Владыко страшный и крепкый, въистинну ты еси Царь Славы..."



Преподобный Макарий Великий (рублевская фреска, писанная с византийских образцов).

Преподобный Иосиф Волоцкий в молении на фоне монастыря. Икона XVII в. из Вознесенского монастыря Московского Кремля:



Интересно, что в более поздних сборниках - Домострое монаха Сильвестра XVI века (глава 13) и дониконовском Большом Уставе ("Оке Церковном") начала XVII (см. здесь) можно усмотреть расхождения относительно того, когда именно следует стоять скрестив руки: всю службу (Домострой) или только особо важную её часть, шестопсалмие (Устав). Так или иначе, нынешние старообрядцы, в большинстве своем, на молитвенном предстоянии скрещивают руки всегда, как в церкви, так и вне её. Особливо на фото;)



Правая рука - поверх левой, ибо правая.

Интересно, что чтимый и "новообрядцами", как русской, так и греческой Церкви, святой Иоанн Русский, исповедник и чудотворец (попал в плен к туркам во время Прутского похода Петра) в оригинальной агиографии изображается со скрещенными на груди рукам - вероятно, так он и молился при жизни:



Новейшее время знает множество подобных иконографических изображений, объясняющихся, однако, уже заимствованиями у католической традиции (через юг Руси, Польшу). Эти имеют "сладкий", подчеркнуто чувственный характер, что, впрочем, характерно для европейской христианской "духовности" XVIII-XIX вв.



Тем не менее, видимо, в это же самое время в поместных православных церквях закрепляется обычай на молитве держать руки прямо, как иронизируют старообрядцы, "по швам": "Церковь - земное небо. Стоящий в ней, должен стоять с благоговением, чинно, подобно святым ангелам, иметь глаза опущенными к земле, на стены не облакачиваться, держать руки опущенными, не складывая вместе, не отставлять ног, но стоять на обеих ногах равно" (Правила наружного поведения для новоначальных иноков. Составлены еп. Игнатием /Брянчаниновым/. - СПб, 1903).



В некоторых христианских церквях Востока (например, у коптов) благочестивый обычай молиться, скрестив руки на груди, сохранился, однако же, до нынешних дней. Также до недавних пор сохранялся он в келлиотском предании монахов Святой горы Афон (см. заглавное изображение "дедушки" преподобного старца Паисия, Хаджи-Георгия). В скобках стоит заметить, что большинство из них было выходцами (или беженцами) из Малой Азии.



Недавно причисленный к лику святых старец Паисий

Наконец, возвращаясь назад к далеким временам средневизантийского периода, можно заметить кое-что из... true-мусульманского предания, так называемый намаз такатуф (моление со скрещенными руками), который совершал Мохаммед собственной персоной:

[Как молился пророк мусульман]Ибн Рушд говорит: “Передаются достоверные хадисы по поводу того, каким образом Пророк (да благословит Аллах его и его семейство!) читал намаз, но среди этих хадисов не передаётся, что святой Пророк правую руку клал на левую во время намаза “. Абу Хазем от Сахля ибн Саида приводит что: «людям было приказано руку правую ставить на левую. Абу Хазем говорит: «я не знаю относить это к посланнику Аллаха или к Сахлю?» В этом хадисе точно не указывается на то, что сам посланник Аллаха приказал так делать (такатуф) و قال مالک فی وضع الیمنی علی الیسری فی الصلاة قال لا اًعرف ذلک فی الفریضه و کان یکرهه ولکن فی النوافل اذا طال القیام فلا باًََ س بذلک یعین به نفسه Хадис Ваиль ибн Хаджар от него 18 хадисов касательно такатуф приводится в суннитских книгах. Один из этих хадисов приводит Муслим, три хадиса приводит Насаи, три Абу Дауд, один ибн Маджа, 8! Хадисов Ахмад ибн Ханбал, два хадиса приводит Дарами в своём «Сунане». Ваиль говорит: «Я видел посланника Аллаха когда входил на молитву он ставил руку правую на левую, когда хотел идти на руку, то он вытаскивал руки из рубашки и совершал поясной поклон говоря такбир» «Сахах» Муслим (хадис № 608). Хадис от Абдаллы ибн Масуда Насаи приводит два хадиса, и по одному Ибн Маджа и Абу Дауд. (Сунан Насаи хадис № 878, Сунан Ибн Маджа хадис № 803, Сунан Абу Дауда хадис № 644). На основании Насаи этот хадис выглядит так: «Абдалла ибн Масуд говорит: «посланник Аллаха видел меня когда я совершая молитву положил левую руку на правую, он поменял положение, положив руку правую на левую». От Губайсаты ибн Хульба: 3934 - حدثنا وكيع عن سفيان عن سماك عن قبيصة بن هلب عن أبي قال رأيت النبي صلى الله عليه و سلم واضعا يمينه على شماله في الصلاة Я видел как посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) ставит правую руку на левую в молитве. От Ваиля ибн Худжра: 3935 - حدثنا بن إدريس عن عاصم بن كليب عن أبيه عن وائل بن حجر قال رأيت رسول الله صلى الله عليه و سلم حين كبر أخذ شماله بيمينه Я видел как посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) после такбира взял левую руку правой. От Абу Дарды: 3936 - حدثنا وكيع عن إسماعيل بن أبي خالد عن الأعمش عن مجاهد عن مورق العجلي عن أبي الدرداء قال من أخلاق النبيين وضع اليمين على الشمال في الصلاة Из нрава посланников ставить правую руку на левую во время молитвы. (Сегодня обязательным, согласно всем суннитским мазхабам, этот вид моления не является, а некоторые шиитские авторитеты его прямо запрещают).

в поисках немаргинального радикализма, символизм

Previous post Next post
Up