Запорожскій козакъ былъ долгое время олицетвореніемъ малорусскаго народнаго идеала. Его воспѣвала народная поэзія, его же стремилась выразить въ краскахъ народная живопись. Въ старое время по всей Малороссіи очень распространена была картина, обыкновенно написанная какимъ нибудь наивнымъ и неискуснымъ сельскимъ художникомъ, на которой изображался козакъ съ обычными аттрибутами своего быта, каковы: осѣдланный конь, списъ, лукъ, мушкетъ, шабля, люлька и бандура. Для поясненія мысли художника на картинѣ помѣщались обыкновенно стихи, представляющіе болѣе или менѣе краткую, но мѣткую и проникнутую юморомъ характеристику изображаемаго молодца. Иногда портретъ запорожца дополнялся изображеніемъ повѣшеннаго имъ на деревѣ за ноги жида; иногда художникъ давалъ просторъ своей фантазіи и портретъ разростался въ цѣлую жанровую картину, на которой появлялись другіе козаки, истреблнюіщіе надъ котелкомъ въ степи горячія галушки съ приправой горилки и жартовъ; появлялся жидъ, умоляющій о пощадѣ; другого жида козакъ вздергиваетъ въ это время на дубъ внизъ головою. Разговоры дѣйствующихъ лицъ изображены въ видѣ надписей, вытягивающихся изъ ихъ устъ:
Каноническое изображение.
На картинѣ надъ главной фигурой надписано: „Козакъ Мамай. Онъ играетъ на бандурѣ и говоритъ, обращаясь къ товарищамъ: „По трудахъ, хлопци, гуляйте, лишъ дило свое сполняйте“. Одинъ изъ вечеряющихъ козаковъ, подавая чарку другому, говорить: „Пый, брате, за Йося, та тягны за лобъ и Мося“. Третій, держа галушку на спичкѣ, обращается къ жиду: „Намъ грошей твоихъ не треба, за такыхъ платятъ спасеннемъ зъ неба.” Жидъ говорить: „Ой вей, пане Мамаю, помилуй мене, я ни копѣйки грошей не маю." Козакъ, вздергиваюшій жида за ноги на дерево, приговариваетъ: „годи, тоби, вражій сыну, чверткы пысаты, ось будешь на дубови маюхвесъ спиваты". (маюфесъ -
старинный свадебный еврейский танецъ). Подъ повѣшеннымъ жидомъ подписано: "Йось".
Благостная стилизация с обложки "историка" Субтельного
Via.
На смерть Субтельного.