Почти год прошел с момента общей конференции отечественных "левых" деятелей, о которой мы
писали. К сожалению, следует отметить, что подавляющее большинство участников "проверку на вшивость" событиями этого года не прошло, сильно смягчив свою риторику по ключевым вопросам и, в целом, заняв более-менее конъюнктурную и в общем-то беззубую позицию.
О чем же говорят и пишут сегодняшние "левые левые", то есть те, кто последовательно находится в оппозиции антинародному государству, занимая более-менее непримиримую позицию? Если посмотреть на три последних текста (ссылки - ниже), принадлежащих весьма разным авторам, то в них можно найти много общего: помимо традиционной фиксации отчуждения власти от общества в исторической (Пряников) или даже квазисакральной (Джемаль) ретроспективе и воспевания форм низовой демократии, главное - это обращение к наработкам русских анархистов (в первую очередь, Бакунина и Кропоткина), вплоть до прямого цитирования. Вот эти тексты:
1. Бакунин об истории России XVII-XIX веков: государство против народа,
http://ttolk.ru/?p=26432 2. "Всякая власть...",
http://poistine.org/vsyakaya-vlast#.VvKUCrPGzMK 3. Они и мы,
http://el-murid.livejournal.com/2733848.html Ход мысли у авторов общий, выводы - разнятся в зависимости от личных предпочтений. Кто-то представляет себе низовую самоорганизацию и эталонную общину как квазирелигиозную структуру (1 - хасидского, 2 - исламистского образца); кто-то - скорее, как боевое братство, дружины, народное ополчение, "вооруженный и структурированный в территориальную самооборону народ" (3 - светского типа, в отличие от 2):
"Только такая структура может взять под контроль сразу весь город - причем любой, вне зависимости от его размеров и численности населения. Такая структура может блокировать перемещения любых подозрительных людей и транспорта в любой его точке и информировать власти о происходящем. Минимально вооруженная, такая структура способна даже завязать бой с террористами до подхода профессионалов и официальных силовых структур, причем мотивировать ополчение не нужно - оно защищает свои собственные дома, дворы, жен и детей".
Интересно также, что во всех трех случаях, несмотря на декларируемый интернационализм, отчетливо просматриваются криптонационалистические нотки (3 - русский автор). О крипторелигиозной подоплеке каждого из трех "левых" дискурсов (также весьма различной), более-менее парадоксальным образом сочетающейся с декларируемым антиклерикализмом, уже было замечено. В принципе, в этом сдвиге крайне "левой" мысли по направлению к точке, где она сближается, вплоть до отождествления, с крайне "правой", нет ничего удивительного, особенно в нынешних условиях: les extremit'es se touchent.