Поместный собор и избрание Патриарха на фоне гражданской войны в Москве

Feb 07, 2016 10:47

(Отрывок из достаточно объективной книги Одинцова М.И. "Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма". - М., 2014).

Хотя в центре внимания Поместного собора с момента его откры­тия были вопросы собственно «церковного обновления», однако его
деятельности был присущ и вполне определенный политический ха­
рактер. В принятых Собором в августе- октябре посланиях и обраще­ниях к «народу русскому», «армии и флоту», «чадам Православной
Церкви» и в других Церковь заявила о своей поддержке Временного
правительства, призывая верующих «без различия положений,
сословий и партий» участвовать в «новом строительстве жизни
русской».

Но эта «новая русская жизнь» складывалась совсем не такой,
какой она представлялась гражданским властям и соборному боль­шинству. В дневнике служащего Московской синодальной конторы
А. И. Денисова она предстает следующим образом: «Поражения на
войне. Дезертиры. Беженцы. Аграрные волнения, пожары, грабежи,
убийства. Вскакивание цен, дефицитные товары, денежный кризис,
полнейший внутренний развал. И при этом из Петрограда несутся
истерические крики: “До победного конца!”... Керенский появляет­
ся то тут, то там. В одном месте кричит, в другом - молчит. Душная атмосфера никчемной суетливой безалаберщины. Вырисовывается фигура Ленина. Чувствуется приближение какого-то решительного
поворота событий. Весь этот кошмар должен как-то распылиться, рас­сеяться, разрушиться, как леса строящегося дома. Наступает октябрь.
Кошмар принял затяжную форму. Развал усилился донельзя. Россия
трещит по швам. Автономия Польши. Самостийность Украины.
Новоявленные кратковременные республики в Сибири, Поволжье,
на Черном море. Немцы в России. Отчаянная борьба партий. Полная
компрометация Временного правительства: его авторитет никем уже
не признается»...

Осенью 1917 г. Церковь активно включилась в политическую
Жизнь страны, ведя усиленную полемику с социалистическими
партиями, призывая отдавать голоса на выборах в Учредительное
собрание за «православномыслящих» и «церковно настроенных»
граждан. Официальное издание Собора «Всероссийский церковно-
°бщественный вестник» на своих страницах так, к примеру, характеризовал все более и более набиравших силу большевиков: «Что такое большевизм? Это смесь интернационалистического яда со старой русской сивухой. Этим ужасным пойлом опаивают русский народ несколько неисправимых изуверов, подкрепляемых кучей герман­ских агентов. И давно пора этот ядовитый напиток заключить в бан­ку по всем правилам фармацевтического искусства, поместить на нем мертвую голову и надпись “яд”».

Но ощутимого успеха Церковь не имела. Недаром на страницах
светской и церковной печати отмечалось, что избиратели отдавали
свои голоса, не столько ориентируясь на вероисповедание кандида­
тов, сколько на их политическую программу. И здесь лидерство явно
захватили представители партий социалистической ориентации,
что в дальнейшем подтвердили и окончательные итоги выборов в
Учредительное собрание. Да и на заседаниях Собора неоднократно звучали слова о все большем «отдалении» крестьян и рабочих от религии и Церкви.
Эмиссары Собора, развозившие религиозно-церковную литературу,
воззвания и обращения Собора по воюющим войскам, с особым со­
жалением рассказывали об охлаждении религиозно-патриотического
чувства у солдат.

На утреннем заседании Собора 25 октября продолжился горя­чий спор по вопросу о восстановлении патриаршества. Выступали и
те, кто «за», и те, кто «против». Среди последних был и профессор
Киевской духовной академии П. П. Кудрявцев, который говорил об
«опасностях клерикализма», подстерегающих Церковь и страну в случае
восстанов­ления патриаршества: "Патриаршество только усилит действие сил
центробежных»" (...).

В конце пленарного заседания приехавшие из Петрограда члены
Собора сообщили о штурме Зимнего, низложении Временного правительства, решениях Всероссийского съезда советов - единственного на тот момент из оставшихся легитимных органов власти в стране.
В работе Собора объявлен был перерыв.

К вечеру уже вся Москва знала о событиях в Петрограде, о по­беде большевиков. Волна митингов, демонстраций, собраний про­
катилась по заводам и фабрикам, учебным заведениям и воинским
частям. Толпы людей вышли на улицы, потянулись в центр города.
То здесь, то там возникали стихийные митинги. Из рук в руки переда­вались дошедшие из Петрограда газеты, а также московские социал-демократические издания с сообщениями о революции. На город­ских площадях появились автомобили, с которых разбрасывались
листовки с лозунгами: «Да здравствует власть революционного про­летариата!», «Вся власть Советам!», «Да здравствует пролетарско-крестьянская республика!»

В городе сформировались два центра власти. С одной стороны -
Комитет общественной безопасности при городской Думе во гла­ве с эсером В. В. Рудневым и командующим Московским военным
округом полковником К. И. Рябцевым. К городской Думе, где заседал
этот орган, подтягивались офицеры, прапорщики и юнкера, оставши­
еся верными Временному правительству.

С другой стороны - в бывшем доме генерал-губернатора на
Скобелевской площади разместились Совет рабочих депутатов и
Военно-революционный комитет. Сюда с рабочих окраин двинулись
отряды Красной гвардии и добровольцев, по пути занимая почту, те­леграф, телефонную станцию.

В ночь на 26 октября верные Рябцеву войска перешли в наступление. Продвигаясь к Кремлю, они первыми открыли огонь по отрядам противостоявших им сил, которые понесли серьезные людские поте­ри. По сути именно эти военные действия развязали ожесточенную
гражданскую войну в Москве. Затем юнкера блокировали и обстре­
ливали Кремль, где оказались в заложниках отряд красногвардей­цев
и солдаты 56-го пехотного полка; заняли Манеж и прилегающие
к центру города улицы и площади. Москва была объявлена на воен­
ном положении. Военно-революционному комитету был выставлен ультиматум о сдаче оружия и прекращении противодействия прави­
тельственным силам. Поскольку он был отвергнут, началась осада
Кремля. Раздались ружейные и пулеметные выстрелы, вновь про­
лилась кровь. Войскам полковника Рябцева удалось проникнуть в
Кремль, где они жестоко, без суда и следствия, расправились с солда­тами и красногвардейцами, расстреляв безоружных и свалив трупы в общую яму. Информация об этом просочилась за стены Кремля, вы­звав гнев и ожесточение среди большевиков и им сочувствовавших.

Епархиальный дом (Лихов пр., 6), где проходили заседания Собора,
и здание духовной семинарии (Божедомский пер., 3), где жили члены Собора, оказались в зоне непосредственного вооруженного столкно­вения. К тому же немало иерархов и священников жили в Кремле при различных церковных учреждениях и фактически были блокирова­ны в Кремле. В этих условиях соборяне не могли собираться на пле­нарные заседания, деятельность Собора была парализована.

Лишь утром 28 октября, хотя и не в полном составе, соборяне смогли собраться вновь. Главным вопросом, поставленным на обсужде­ние, стал вопрос о восстановлении в Русской церкви патриаршества.

В ходе непростой дискуссии сторонникам патриаршества удалось
убедить присутствующих прекратить прения и перейти к обсужде­
нию практических мероприятий по восстановлению патриаршества.
30 октября незначительным большинством голосов (141 - «за»,
112 - «против» при 12 воздержавшихся) Собор принял решение
приступить к немедленному избранию патриарха.

В то время как на заседаниях Собора шли горячие прения о восстановлении патриаршества, дебатировался вопрос о порядке избрания патриарха и намечались кандидатуры на этот пост, в городе продол­жались кровопролитные бои. Гремела беспрерывная канонада - ору­дийная, пулеметная, ружейная. Пули летали и жужжали, как пчелы. Стекла домов пронизывали их уколы. Снаряды громыхали, разбива­ли стены домов, дырявили крыши, раскалывали мостовые на куски, которые готовы были убить, покалечить каждого, кто оказывался поблизости. Окружающие здания сотрясались и дрожали. Ночью можно было видеть зарева пожаров в различных районах города. Молнии выстрелов бороздили ночное небо и ослепительно сверкали. Большевики штурмовали Кремль, другие здания, занятые юнкерами и добровольными защитниками Временного правительства.

Соборяне были возбуждены. С вечера 31 октября и в течение всего
дня 1 ноября, не имея возможности собраться в Епархиальном доме,
они обсуждали создавшееся положение в частных собраниях в общежитии. Многие из ораторов требовали вмешаться в междоусобную
борьбу, остановить кровопролитие. Поздним вечером 1 ноября приш­ли к единому мнению о том, что нужно послать делегацию от Собора в Военно-революционный комитет.

Ранним утром сформированную накануне депутацию провожа­ли буквально со слезами на глазах, не надеясь более увидеть этих людей. Все вместе соборяне перешли Садовое кольцо, дошли до Епархиального дома. Далее толпой идти было опасно, и депутация отправилась в путь одна. Впереди шли двое крестьян с флажками в руках, со скуфейками на головах. За ними - трое священников и двое епископов с евангелиями и иконой, с повязками Красного креста на рукавах. Позади шел митрополит Платон (Рождественский) - в бе­лом клобуке на голове и омофоре на плечах . Улицы были пустынны. Отдельные редкие прохожие передвига­лись от дома к дому, прижимаясь к зданиям, стрельба не затихала, и ходить было опасно. Увидав необычную процессию, они усердно крестили глаза. Вот и дом генерал-губернатора, где их сразу же обступили озло­ бленные солдаты и люди в штатском. Раздались возгласы: «Эй, черти с крестом, чего надо? Проваливайте к юнкерам! Идите в Кремль, к сво­им “белым”! С криками: «Чего с ними церемониться!», все более рас­паляясь, толпа прижимала депутацию к стене дома. Положение было угрожающим. Ситуацию спасло появление красногвардейца с винтовкой, крикнувшего: «Кто тут митрополит от Собора! Проходи!» Разговор внутри дома с одним из членов Военно-революционного комитета получился коротким. Митрополиту Платону сообщили, что практически центр Москвы в руках большевиков, с минуты на минуту ожидается сдача юнкеров. Платон попытался выяснить судьбу Кремля и его святынь, кото­рые, как утверждала молва, методически обстреливались из орудий, подверглись разрушению, осквернению и варварскому разграблению. Но услышал в ответ, что на Кремль не было направлено каких-либо специальных артиллерийских ударов и незначительно пострадал только Чудов монастырь.
Оставалась надежда, что делегацию пропустят в Кремль, к белым.
Но когда митрополиту разъяснили, что на пути туда люди подвергнут­ся смертельной опасности, поскольку на подступах к Кремлю все еще велась беспорядочная стрельба, пришлось отказаться от этой идеи.

Делегация по возвращении из ВРК прибыла на Собор, где шло
пленарное заседание. Рассказ ее членов об увиденном и услышанном
лишь утвердил соборян в мысли, что надо спешить с восстановлени­ем патриаршества.

В течение нескольких последующих дней членам Собора удалось выработать порядок избрания патриарха и путем тайного голосования определить троих кандидатов на патриарший престол. Ими стали архиепископ Антоний (Храповицкий), архиепископ Арсений (Стадницкий) и митрополит Тихон (Белавин). 4 ноября 1917 г. большевики окончательно победили и заняли Кремль. И в этот же день Собор принял Определение о восстановле­нии патриаршества. На следующий день, в воскресенье, было назна­ чено торжественное богослужение и выбор патриарха по жребию из троих кандидатов. Поскольку доступ в Кремль был закрыт и невоз­ можно было провести выборы в Успенском соборе, где традиционно избирались русские патриархи, то решено было это сделать в храме Христа Спасителя.

5 ноября, в воскресенье, в храме Христа Спасителя соборяне и верующий народ, который, хотя с опаской и боязнью, но пришел на торжество, присутствовали на акте избрания патриарха. На сто­лике, перед высокочтимой святыней России - Владимирской ико­ ной Божией Матери, принесенной накануне из Успенского собора Кремля, - поставили запечатанный ковчежец с записками имен кандидатов в патриархи. По благословению митрополита Киевского Владимира, возглавлявшего богослужение, старец Зосимовой пу­стыни Алексий, трижды осенив себя крестным знаменем и не глядя, вынимает записку и передает ее Владимиру. Тот вскрывает жребий, читает, а затем внятно и громко произносит: «Тихон, митрополит Московский и Коломенский!»

революция, ликбез

Previous post Next post
Up