"Седьмой континент." М. Ханеке (1989)

Feb 04, 2013 09:30

Фильм Ханеке "Седьмой континент" -  его первая полнометражная работа и первый фильм из "Трилогии замораживания". Я безусловно отдаю должное Ханеке как режиссёру, но для меня он слишком холоден и отстранён (где-то читала, что Ханеке приверженец протестантской этики) и на его фильмы я откликаюсь прежде всего умом, а не сердцем. Но откликнуться у него всегда есть на что.
Фильм основан на реальных событиях. Муж и жена (вполне допропорядочные австрийские буржуа) убивают свою дочь, а потом сами кончают жизнь самоубийством. И всё это при видимом абсолютном благополучии - бытовом и финансовом. Сюжета как такового нет - Ханеке показывает как день из дня семья ведёт рутинное, механическое и нудное существование. У них ничего не происходит кроме запрограммированного подъёма в 6 утра, отлаженного процесса чистки зубов, работы, покупки продуктов.. В самом начале фильма Ханеке даже не показывает нам их лица - только ноги, надевающие тапки, аккуратно стоящие у кровати, руки, заваривающие кофе, руки, намазывающие масло на бутерброд во время долгого томительного завтрака, руки, заправляющие машину бензином на бензоколонке.. Количество диалогов в фильме-минимальное, зато много длиннот и какой-то пустоты, после которой создаётся ощущение родственности этих самых живых, дышащих людей той же кофеварке и тому же будильнику, регулярно звонящему в 6 часов утра. Вот они долго завтракают, вот они долго обедают и долго-долго жуют, вот они долго и в полном молчании смотрят телевизор. И всё это похоже на механизм тикающей бомбы, которая должна рвануть-только вот когда-неизвестно. Это как в Исландии-стоишь как идиот на холодном ветру около гейзера, вооружившись фотоаппаратом и знаешь, что долбанёт, и ждёшь этого, но понятия не имеешь-когда. Но Ханеке был бы Ханеке-если бы в его фильмах не рвались бомбы.
Почему эти люди покончили с собой? Возможно, смерть была единственным проявлением свободной воли, на которую способен человек, единственный способ прорвать замкнутый круг предопределённости. Возможно все мы - только сложно сконструированные заведённые механические апельсины, и даже "дороги, которые мы выбираем" - уже были предопределены при нашем рождении и зависят от каких-то сложных, фиг знает как работающих механизмов.  И нам ничего не остаётся кроме как бежать на седьмой континент. Континент, которого нет.
Не обошлось, конечно, и без анти-буржуазной идеи, эдакой "помордасины"  буржуазному западному обществу, (она, собственно говоря, и лежит в основе этого фильма), и как водится больше всего достаётся именно среднему классу. То, что мне когда-то безумно импонировало в "Американской красавице", сильно раздражает сейчас. И в той же "Красавице" и в "Седьмом континенте."
Посыл таков, что современное индустриальное общество превращает нас в роботов, погрязших в рутине и монотонности, что эта обеспеченная монотонная жизнь разрушает личность и может привести к страшным последствиям.
Да нет в рутине и монотонности ничего дурного. Это в молодости кажется, что мы стоим на освещённой сцене и играем главные роли, но в зрелом возрасте страдать из-за того, что мы эти главные роли не играем - стыдно. Бытие не определяет сознание-фигня всё это. Если человек пуст внутри-то он эту пустоту перенесёт на свой образ жизни, но никакая рутина не убьёт живой ум и интерес к жизни.

кино

Previous post Next post
Up