После воссоединения Крыма с большой Россией, когда немного спала эмоциональная пелена и федеральные и региональные власти плотно взялись за инвентаризацию оставшегося от украинского периода экономического наследия. На самом деле картина предстала удручающая - существенные бюджетные перекосы, отсутствие финансирования ключевых объектов инфраструктуры полуострова, хаотичные, запутанные и откровенно коррупционные отношения в сфере собственности и в вопросах землеотвода, особенно в курортной полосе - все это осталось в наследие новым российским регионам от прежней киевской власти.
Естественно такого рода положение не может устроить федеральный центр - именно поэтому крайне важно дать экономике Крыма как новые инфраструктурные проекты, так и сформировать самодостаточные отрасли, которые могли бы генерировать собственные внутрирегиональные финансовые потоки в бюджеты разных уровней.
Одним из таких проектов должна стать игорная зона, указ о создании которой подписал сегодня президент Владимир Путин. Стоит отметить, что определять параметры развития нового кластера премиум-класса должны будут сами крымчане, что важно также и с чисто психологической точки зрения - не секрет, что в свое время крайнее раздражение у крымчан вызывало засилье так называемой «донецкой» группировки, оттеснившей от рычагов управления местные кадры. А ведь по оценкам ряда независимых экспертов только новая игорная зона, которая займет ориентировочно 100 гектар в районе Гурзуфа и Ялты, сможет приносить до 25 миллиардов рублей прибыли в региональный бюджет. Эта цифра вдвойне показательна, если сравнить ее с доходами бюджета Крыма еще в составе Украины. Так, согласно
постановлению Верховной Рады АРК бюджет республики на 2013 год составил немногим более 5011222,6 тыс. гривен, или в переводе на рубли чуть более 15 миллиардов. Подчеркнем - это вообще ВСЕ доходы бюджета украинского Крыма за 2013 год. То есть только запуск одной игорной зоны даст в полтора раза больше.
И это не говоря уже о создании новых рабочих мест и строительства сопутствующей дорожной и гостиничной инфраструктуры. Естественно оживут и старые курортные зоны, расположенные поблизости - Ялта, Алушта, Массандра , Гурзуф, Партенит и пр.
А ведь помимо собственно курортного кластера у Крыма имеется такой перспективный актив как «Черноморнефтегаз», который к слову был на Украине чуть ли не единственным разработчиком более менее крупных шельфовых газоконденсатных месторождений.
В Джанкое имеется неплохой машиностроительный завод, в Симферополе имеется ряд предприятий сельскохозяйственного машиностроения, в Севастополе работает крупный приборостроительный завод. С советских времен остались довольно крупные судостроительные мощности, в первую очередь Керченский и Феодосийский судостроительный завод. В области горнорудной промышленности, помимо ряда среднего размера металлургических предприятий, имеется конечно же флагман региональной промышленности - расположенный в Армянске «Крымский Титан», который входит в империю украинского олигарха Фирташа. Компания экспортирует почти 40 тысяч тонн диоксида титана в год и является ведущим игроком на мировом рынке в своем сегменте. Там правда есть определенные проблемы, связанные с нежеланием менеджмента учитывать изменившиеся геополитические реалии и продолжающие работать по украинским законам, однако думается в скором времени региональные и федеральные власти России найдут необходимые аргументы для вразумления руководства «Крымского титана».
Указанные выше активы и перспективные направления развития региональной экономики вполне позволяют говорить о том, что Крым, избавившись от неадекватной бюджетной политики Киева и воссоединившись с Россией вполне сможет не только обеспечивать себя, но и стать со временем регионом-донором. В немалой степени этому должен способствовать проект включения Крыма в федеральную транспортную инфраструктуру, связанный, в первую очередь с сооружением мостового перехода через Керченский пролив. Это существенно повысит экспортный потенциал Крымского федерального округа, и даст толчок развитию туризму.
Следует отметить, что судя по заявлениям официальных российских представителей, проблем с подрядчиками, и с поиском финансирования нее будет. Уже изъявили готовность приступить к проектно-изыскательским работам специалисты китайской государственной корпорации China Railway Construction Corporation. Пока ориентировочная стоимость моста, с учетом подъездных путей и сопутствующих работ оценивается в широком диапазоне - от полутора до трех миллиардов долларов. Наиболее перспективным является «тузлинский» вариант с общей протяженностью почти 12 киллометров, который пройдет от Тамани, через косу Тузла к собственно Керчи. Многие эксперты утверждают, что строительство моста будет сопровождаться довольно сложным комплексом технических проблем - начиная от вопроса сохранения судоходства во время строительства, и заканчивая крайне сложным строением грунтов на дне керченского пролива, которые по оценкам геологов отличаются крайней неустойчивостью, и , к тому же, находятся в месте субмеридионального тектонического разлома.
Вместе с тем, если генеральным подрядчиком вполне возможно выступят китайцы, имеющие огромный опыт строительства подобных гидротехнических сооружений, то проектировать новый отечественный мега-мост будет госкомпания «Автодор» - и это огромный плюс для отечественной инженерной школы. Это даст опыт сооружения крайне сложного и протяженного мостового объекта, не имеющего в России аналогов. Естественным образом будут также бурно развиваться и прилегающие территории Тамани и Керчи.
В общем и целом, можно констатировать существенные геополитические и в перспективе экономические выгоды от развития крымского полуострова. Помимо формирования устойчивой и даже можно сказать доминирующей зоны российского военного влияния в Причерноморье, Крым даст новый толчок развитию всего юго-запада России, сформирует новые транспортно-логистические потоки и будет служить стратегическим южным форпостом России, позволяющим контролировать и влиять на широкие диапазоны экономических и социальных процессов в сопредельных странах.