Originally posted by
aristarh2008 at
тендеции развития капитализма апитализм - это строй основанный на НАЕМНОМ труде.
Наемный труд существовал и в докапиталистических формациях, но при капитализме он впервые становится основной формой эксплуатации рабочей силы. То есть при капитализме впервые труд становится основным товаром.
Наемный труд при определенных условиях является более эффективным, чем рабский труд потому, что наемный работник стремится быть нанятым и стремится оставаться нанятым, а значит старается показать себя в работе как можно лучше, в отличии от раба, у которого нет мотивации проявлять усердие.
Лично свободный наемный работник, только в силу фактора личной свободы, на много более открыт к всякого рода отношениям за пределами отношений со своим работодателем. У лично свободного работника - пролетария появляются заботы и дела вне сферы труда на эксплуататора. Получая зарплату, он и сам выходит на рынок в качестве покупателя, способствуя тем самым значительному расширению рынка в сегменте эконом-класса, что в свою очередь способствует значительному расширению рыночных отношений и рыночного производства. Революционность является уделом авангарда рабочего класса - ОРГАНИЗОВАННОГО ПРОМЫШЛЕННОГО пролетариата. Именно высокая концентрация организованного промышленного пролетариата в столицах и крупных городах, начиная с середины девятнадцатого века делает его постоянной угрозой власти капитала и создает реальные предпосылки свержения буржуазной власти.
Однако во второй половине двадцатого века наметилась тенденция к выносу крупных промышленных предприятий далеко за пределы столиц и начался процесс разнесения центров власти и центров промышленного производства. Далее промышленное производство, основанное на наемном труде, вообще выносится за пределы стран, в которых оно получило начальное развитие.
В результате развиваются новые формы эксплуатации, в чем-то напоминающие старые докапиталистические формы, когда эксплуатация выражалась, в частности и в форме выплаты дани. Отсюда и черпают свою мотивацию национально-освободительные движения, которые стали определяющим фактором перемен во второй половине двацатого века.
Однако, буржуазный характер национально-освободительных движений привел к тому, что даже получив государственную независимость и выйдя из статуса колонии, эти государства все равно осталось объектами эксплуатации.
Проблема в том, что буржуазия вновь созданных формально независимых государств почти повсеместно является компрадорской. То есть, с одной стороны она. будучи заинтересованной прежде всего в личной прибыли, позволяет продолжать эксплуатацию, но не напрямую, а через себя и получает от этого доход. В тоже время компрадорская буржуазия получает помощь и поддержку буржуазии развитых бывших метрополий для удержания власти и подавления пролетариата в своих странах.
Тут проявляется, открытый еще Макрсом. приоритет классовых интересов над национальными интересами. Буржуазия эксплуатируемых стран предает национальные интересы в угоду классовым.
Транснациональная эксплуатация породила такое явление, как "золотой миллиард" то есть население развитых стран- эксплуататоров фактически подкупается за счет средств получаемых от эксплуатации стран третьего мира и таким образом становится менее мотивированным к классовой борьбе.
Таким образом классовая борьба выносится на перифирию мирвой цивилизации и на сегодняшний день проявляется в очень разных и часто довольно уродливых и примитивных формах. Широкий спектр этой борьбы от идеологии чучхе (опоры на собственные силы и стремлении развиваться вне связи с транснациональными рынками), и до идеологий религиозных фанатиков, которые выводят из сферы деятельности транснациональной эксплуатации целые регионы.
Во втором случае наблюдается тенденция к стремлению развитых стран оккупировать эти регионы. Например такие, как регион Средней Азии в который входят Авганистан, Ирак (уже оккупированные) со явным скатыванием к попыткам оккупировать также Иран, а в дальнейшем возможно и северную часть Пакистана.
На сегодняшний день еще очень трудно представить себе, что из глубин Азии выйдут новые Гунны, всадниик Мухаммада, или воины Чингиз хана и в очередной раз создадут угрозу традиционным центрам концентрации богатства в Европе, однако тенденция именно такова, хотя это врядли произойдет скоро.