Nov 08, 2013 13:02
На протяжении всей своей истории Израиль являет собой масштабный эксперимент, в котором задействованы миллионы людей. При этом наиболее впечатляющие результаты остаются неоцененными и мало комментируемыми. Они состоят не в том, что нация обрела независимое государство. Десятки наций обрели в этот период независимые государства. Настоящий интерес представляют более впечатляющие, хотя и менее обращающие на себя внимание результаты эксперимента. Во первых нацию удалось переучить с одного языка на другой всего за пару десятилетий. Результат достигнут благодаря созданию образовательной системы исключительно на языке, на который требовалось переучить народ и сделать владение этим языком обязательным для занятия любых государственных должностей. То есть результат был получен благодаря всего двум факторам. Первый - это остуствие иной альтернативы, кроме школьного обучения на иврите, и второй - это мотивация к владению языком вызванная жесткими требованиями к владению им для претендентов на любые государственные должности. Таким образом, на опыте с участием нескольких миллионов человек было доказано, что можно переучить население на любой язык при условии, что он станет безальтернативным языком школьного обучения и обязательным при приеме на государственные должности. При чем, никакое несовершенство языка, никакие усилия необходимые для переучивания не являются непреодолимым препяствием. Во вторых, как выяснилось из израильского эксперимента, оказалось возможным заменить одно население другим, при чем таким образом, что это другое население считает себя представителями той же этнической группы, что и преобладавшее в стране перед ним, даже не смотря на то, что эти группы населения не пересекались не менее двух тысяч лет. И даже если эти группы имеют общих предков, все равно такой длительный период раздельного существования должен был не оставить между ними практически ничего общего, кроме религии. Тут требуется пояснить, что на момент создания государства абсолютное большинство израильских граждан были уроженцами Европы и этнически принадлежали к европейским (ашкеназийским) евреям. Однако в дальнейшем два встречных процесса - покидание страны ашкеназийским населением и замещение уехавших выходцами из стра Азии и Африки, привели к тому, что состав населения существенно изменился и ныне большинство населения страны представлено уже не выходцами из Европы, а выходцами из арабских стран. И хотя язык и национальная идентификация соотвествуют требованиям, нельзя не понимать, что облик страны полностью изменился и прежде всего ментаитет большинства населения, который, как оказалось, изменить значительно труднее, чем язык, географию мест компактного проживания и даже национальную самоидентификацию. Второй результат сдел возможной и третью метаморфозу, которая не могла бы произойти, если бы состав населения не изменился. Дело в том, что ни одно Европейское государство не является религиозным и ни в одном Европейском государстве большинство населения не живет по строгим религиозным канонам. При чем именно европейский менталитет является непреодолимым препяствием на пути постоянного стремления клерикалов умножить свои ряды. Религия в Европе не популярна и подавляющее большинство населения не следует религиозным догмам и ритуалам. Азиатская ментальность, напротив, весьма восприимчива к религиозному влиянию и поэтому именно в Азии и Северной Африке имеет место тенденция к появлению обществ, живущих по строгим религиозным канонам и, выбирающих религиозную государственную власть. Сатнет ли и Израиль полностью религиоозным государтсвом? С высокой степенью вероятности станет потому, что большинство учеников начальных классов уже учатся в религиозных школах и, как показывает практика, почти все они, став взрослыми, будут вести религиозный образ жизни и голосовать за религиозные партии. Вывод состоит в том, что на самом деле властная элита может менять характер подвластного общества, практически как угодно, если пользуется для этого правильными инструментами и методами. Израильский эксперимент это доказал в полной мере. На сегодняшний день в стране нет никакой сколько-нибудь значимой политической силы, или общественной организации, озабоченной потерей културы и языка европейских ервеев, равно, как и потерей культуры и языка выходцами из других частей света. Отсюда и неоднозначное отношение к результатам. С одной стороны доказано, что миллионы носителей вековых культур и десятками поколений укоренившихся языков можно легко превратить в чистый лист бумаги в чистый диск на который можно быстро записать новый язык и новую культуру. А с другой стороны доказано, что надежды на естественный (казалось бы) интерес к сохранению вековых культур предков и языков десятков поколений, никак себя не оправдывают. Люди легко оставляют все это и без сожаления приспосабливаются к новым требованиям. Поэтому отвественность за заботу о сохранении языков и культур полностью лежит на правящей в стране элите, просто за отсуствием иной силы способной об этом позаботиться.