Про Костю-моряка
Мой дед был моряком. Всю свою короткую жизнь. Когда его не стало, моряком стала моя бабушка.
Но сегодняшний рассказ в основном о деде. Звали его Константин Кожин, и родился он в 1901 году на маленьком острове Чубола, что в самом устье Северной Двины.
Как и обещал, начинаю выкладывать наиболее интересные фотографии из старых семейных альбомов.
1
Константин и его команда (больше похожи на музыкантов и пиратов!). Мой дед в последнем ряду, в центре, в темном свитере. Снимок сделан в середине тридцатых на одном из судов Архангельского торгового флота. К сожаленью, не известно, что это за судно. Судя по письмам, они ходили в Мурманск, Великобританию, Скандинавию и Ленинград.
Для увеличения нажмите на миниатюру ниже:
![](http://ic.pics.livejournal.com/monokio/52013665/472908/472908_300.jpg)
2
Середина 1930-х. Возможно, Роттердам (рядом с этой фотографией лежала открытка из Роттердама). Константин на своем кораблике. Судно на заднем плане - американский трансатлантический пассажирский лайнер класса Император "
Левиафан". Когда-то "Левиафан" был самым большим лайнером в мире.
Фрагмент:
3
4
Мой дед был капитаном дальнего плавания. Но перед тем, как стать капитаном, он был штурманом. А еще раньше - курсантом Архангельского мореходного училища.
Следующие фотографии сделаны на паруснике "
Товарищ".
Товарищ (1892-1943, до 1923 г. - «Lauriston») - четырёхмачтовый барк, до Второй мировой войны - самое крупное парусное учебное судно Советского Союза (после войны таким стал Барк «Седов») (wikipedia)
5
Здесь Костя еще совсем мальчишка, поэтому предположительное время съемки - начало или середина 1920-х годов.
Для увеличения нажмите на миниатюру ниже:
![](http://ic.pics.livejournal.com/monokio/52013665/473179/473179_300.jpg)
Обратите внимание на барышней, ожидающих на пристани. И на двух совсем уж юных моряков, почти детей (возможно, юнги?) А так же на превосходное качество печати фотографий того времени. Вы не поверите, но размер фотографии всего 9х13 см.
Фрагмент 1:
Мальчик в нижнем ряду, второй справа - курсант Константин Кожин.
Фрагмент 2:
Говорят, что современный человек совсем не такой, как его советский предок. Но судя по этой фотографии, те люди были очень похожими на нас. По крайней мере, люди 20-х годов.
Ниже еще одна фотография с "Товарища". Спустя несколько лет.
6
Для увеличения нажмите на миниатюру ниже:
![](http://ic.pics.livejournal.com/monokio/52013665/473509/473509_300.jpg)
Фрагмент:
Второй ряд снизу, третье лицо справа - мой дед.
В СССР парусников с названием "Товарищ" было два. Первый из них был четырехмачтовый, построенный в Англии. На нем учился моряцкому ремеслу мой дед. Великую отечественную этот парусник не пережил, и после войны в его честь назвали другой барк - трехмачтовый, немецкого происхождения. Фотографий с первым "Товарищем" в сети очень мало.
Здесь все, что я нашел. Так что эта фотография из бабушкиного альбома, возможно, будет первой, на которой он показан "во весь рост":
7
Четырёхмачтовый барк "Товарищ" (1892-1943)
Фрагмент:
Обратите внимание на людей, сидящих на самом верху мачт!
На Товарище не было двигателя, электричества, парового отопления, принудительной вентиляции, бани, опреснителя. И тем не менее, он «подготовил для советского флота испытанных, закаленных в борьбе с океаном, привыкших к опасностям и различным климатам судоводителей» (И. Ман).
Из
воспоминаний И. Мана, бывшего боцмана барка «Товарищ»:
«В какой бы иностранный порт ни приходил «Товарищ» под флагом Страны Советов, он всегда поражал всех отменной покраской корпуса, безукоризненно выровненным рангоутом и чистотой палубы. Его первыми приветствовали крупнейшие военные корабли и пассажирские лайнеры».
«Тысячи людей, встречавших наше судно в Монтевидео, Россарио, Буэнос-Айресе и Саутгемптоне, восхищались четко налаженной службой, дисциплиной и эффектной формой экипажа нашего барка».
Сохранился диплом деда на звание капитана дальнего плавания от 1934 г.
В дипломе написано, что Константин закончил Архангельское Торговое Мореходное училище и Архангельский Техникум Водного Транспорта.
А в 1921 году выдержал испытание в Архангельской Испытательной Комиссии на звание штурмана дальнего плавания (хотя диплом штурмана выдан в 1931 году. Возможно, где-то сделана описка)
Умер дед внезапно в возрасте 35 лет прямо на своем корабле. Корабль возвращался домой из Англии. Шел 1936 год.
8
Моей маме было тогда всего 5 лет.
Надпись с обратной стороны фотографии: Это мой папа.
Вскоре после смерти деда моя бабушка уволилась из Промкондитера, пришла в Северное морское пароходство и сказала: «Дайте мне работу в море».
Так моя бабушка стала моряком.