Сегодня съездили в Старую Сарепту в 30 км от центра Волгограда - бывшую немецкую колонию религиозного братства гернгутеров, поселившихся здесь во второй половине XVIII века. Ныне это историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник, в котором вокруг площади Свободы расположены старинные дома (в стиле так называемого "гернгутского барокко"), половина из которых в аварийном состоянии, а со всех сторон бывшую колонию теснят уродливые коробки многоэтажек прошлого века. Тем не менее, экскурсия по Старой Сарепте получилась очень познавательной, и теперь я думаю, что когда попаду в американскую Пенсильванию, то и там съезжу в местную колонию гернгутеров.
Управа и кирха Старой Сарепты
Название "гернгутеры" появилось в начале XVIII века в Германии, когда на землю, купленную сыном саксонского министра графом Цинцендорфом, по его приглашению начали прибывать последователи идей Яна Гуса - чешские братья и сторонники других преследуемых евангелических христианских течений. Новое поселение было названо Гернгут, и поэтому сама община стала именоваться "гернгутским братством". В числе других поволжских немцев гернгутеры прибыли в Россию в 1760-е годы и получили землю в Нижнем Поволжье, а также налоговые и другие льготы на основании манифестов Екатерины II. Главной целью общины изначально было миссионерство среди язычников, где не было миссий других исповеданий: в Нижнем Поволжье это были калмыки и другие местные народности.
Дом пастора (помимо пастора с семьёй в доме жили и другие авторитетные жители Сарепты)
Дом, к сожалению, в ужасающем состоянии и не доступен для осмотра
Колонисты, как и любые протестанты, проявили большую предприимчивость в хозяйственных делах. Они быстро наладили различные производства, мастерские и мануфактуры, занялись торговлей, стали разводить и перерабатывать отечественную горчицу, производить "сарептинский бальзам", печь "сарептинские пряники". Помимо горчично-маслобойных заводов в Сарепте действовали пивоваренный, свечной и мыловаренный заводы, пекарня с пряничным и кондитерским производством, паровая химическая лаборатория по производству водки, эфирно-горчичного масла и других продуктов, кожевенный, горшечный и кирпичный заводы, слесарные, кузнечные, ткацкие, чулочные и другие мастерские. Натуралист Самуил Георг Гмелин, посетив Сарепту в 1771 году, назвал её "истинным украшением как Царицынского уезда, так и всей Астраханской губернии". При этом Сарепта вплоть до 1890-х годов почти не имела естественного прироста населения: в ней рождаемость в среднем равнялась смертности или едва превышала её, поэтому её население многие годы оставалось на уровне 300-500 человек.
Жилой дом колониста рядом с торговой лавкой Гольдбаха
Религиозные нравы в Сарепте были весьма строгими: после таинства конфирмации молодые члены общины жили отдельно от родителей в доме незамужних сестёр или доме холостых братьев (два строения впоследствии были соединены в одно), браки заключались по жребию, обязательные для посещения службы в кирхе проводились трижды в день. В течение первых 65 лет существования колонии в Сарепте не было ни одного самоубийства, развода или незаконнорожденного младенца, что красноречиво свидетельствует о высокой нравственности сарептян.
Дом незамужних сестёр и холостых братьев: разумеется, проживали и учились они раздельно под присмотром строгих наставников
Однако в конце XIX века Сарепта пришла в экономический и социальный упадок. Миссионерская деятельность братьев-гернгутеров среди калмыков потерпела неудачу, техническое оснащение сарептских фабрик и ремёсел морально устарело, сарептские товары в связи с этим стали дороги и не смогли выдержать конкуренции. Эти и другие факторы явились поводом для принятия гернгутской дирекцией в 1892 году решения о прекращении деятельности Сарептской общины и об отзыве братьев-гернгутеров из Сарепты с передачей кирхи лютеранской общине, как наиболее близкой по религиозным взглядам. В ходе атеистической кампании 1930-х годов пастор был арестован, а кирха закрыта, и лишь в 1991 году лютеранская община была воссоздана, а богослужения возобновлены.
Кирха
Интерьер кирхи