Духцов: последнее прибежище Джакомо Казановы

Jul 22, 2016 01:51

Путешествуя по северо-западу Чехии, нельзя обойти вниманием город Духцов с одноимённым замком, ведь именно здесь провёл последние годы жизни Джакомо Казанова - путешественник, поэт, писатель, игрок, авантюрист и самый знаменитый в мире соблазнитель женщин. Контраст богатой биографии Казановы и сонного провинциального городка кому угодно напомнит о бренности всего сущего. Sic transit gloria mundi...



Джакомо Джироламо Казанова родился в Венеции в семье актёров, от которых он унаследовал творческую натуру, свободолюбие и презрение к буржуазным условностям.

Юноша рано проявил острый пытливый ум и тягу к знаниям. В возрасте двенадцати лет он поступил в Падуанский университет и окончил его в семнадцать, получив учёную степень (факт достаточно спорный, как и многое в биографии этого выдающегося человека) и профессию юриста, к которой вскоре, согласно его позднейшим мемуарам, "ощутил непреодолимое отвращение". Казанова также изучал этику, химию, математику, и, кроме того, проявлял неподдельный интерес к медицине, что впоследствии не раз сослужило ему добрую службу.

Портрет Джакомо Казановы в возрасте 25 лет (художник Франческо Казанова, брат Джакомо)


По возвращении из Падуи в Венецию Казанова начал карьеру церковного юриста и быстро обзавёлся покровителем (так он поступал на протяжении всей жизни) - 76-летним венецианским сенатором Алвизо Гаспаро Малипьеро. Сенатор, который вращался в высших кругах, научил молодого церковника светским манерам. Но когда Казанова был уличён во флирте с девушкой, которой домогался сам Малипьеро, последний выгнал обоих из своего дома.

Из Венеции Казанова перебрался в Рим, но из-за многочисленных любовных похождений, вызывающего поведения и несчастливой способности ввязываться в скандалы его церковная карьера при папском дворе не задалась. В поисках новой сферы деятельности Казанова купил патент офицера Венецианской республики, но в армии тоже надолго не задержался: побывав на Корфу и в Стамбуле и в очередной раз наделав долгов, повеса возвращается в родную Венецию и находит работу музыканта в театре Сан-Самуэль.

Фортуна вновь улыбнулась Казанове после того, как он спас жизнь венецианскому сенатору Джованни ди Маттео Брагадину, которого хватил удар, когда он возвращался со свадебного бала в одной гондоле с Казановой. Медицинских познаний Джакомо хватило для оказания первой помощи, а после выздоровления сенатор приблизил юношу к себе и стал его пожизненным покровителем. Следующие три года Казанова провёл под кровом сенатора, формально числясь его референтом. Он жил как дворянин, великолепно одевался, проводил большую часть своего времени за карточными играми и любовными интрижками, а также изучал каббалистику и другие оккультные науки. Острый на язык, задиристый и имевший успех у дам молодой человек легко наживал себе врагов. Его патрон был терпим к подобному образу жизни, но предупреждал Джакомо, что в конце концов придёт расплата за такую распущенность. Так и вышло: из-за обвинений в воровстве, богохульстве и колдовстве Казанова вынужден был бежать из Венеции в Парму: так начались его путешествия по Италии и далее по всей Европе - от Парижа до Праги и Вены.

Прожив какое-то время во Франции, Казанова стал членом масонской ложи. Масонское общество привлекало к себе людей, обладавших интеллектом и влиянием, что впоследствии оказалось весьма полезным для Казановы: он получил ценные контакты и доступ к скрытым знаниям. На жизнь он зарабатывал игрой в карты и написанием пьес для театра; в порядке вещей были, видимо, и подарки от состоятельных любовниц. Через несколько лет Казанова рискнул вернуться в Венецию, где привлёк внимание инквизиции растущим списком богохульств, соблазнений, поединков и ссор в общественных местах. С подачи многочисленных недругов Казановы инквизицию заинтересовали его занятия каббалистикой, причастность к масонству и наличие запрещённых книг в его библиотеке. Покровитель Джакомо сенатор Брагадин настоятельно посоветовал ему немедленно уехать, чтобы избежать самых серьёзных последствий.

Совет этот пропал втуне, так как на следующий день Казанову арестовали, и трибунал инквизиции приговорил его к пятилетнему тюремному сроку. Узника поместили в тюрьме Пьомби на верхнем этаже восточного крыла Дворца дожей, предназначенной для заключённых высокого положения и политических преступников. Чуть больше чем через год Казанове удалось сбежать оттуда при помощи сообщника, проделавшего дыру в потолке камеры. Спустя тридцать лет Казанова написал "Историю моего побега", получившую большую популярность и переведённую на многие языки. Скептики спорят, что побег Казановы был невероятен, и что он получил свободу подкупом при помощи своего покровителя. Однако в архивах Дворца дожей сохранились некоторые подтверждения рассказу авантюриста, в том числе сведения о ремонте потолка камер.

Ещё один портрет Казановы кисти художника Франческо Наричи


После бегства из тюрьмы Казанова вновь отправился в Париж, где возобновил свои связи с французской аристократией и приобрёл нового покровителя в лице Франсуа де Берни, министра иностранных дел Франции. Де Берни посоветовал Казанове найти способы изыскания денег для государства, чтобы быстро преуспеть. Очень скоро Джакомо стал одним из распорядителей первой государственной лотереи и лучшим продавцом её билетов (первый тираж состоялся в апреле 1758 года). Это предприятие незамедлительно принесло ему существенную выгоду, а также открыло доступ в высший свет и дало возможность завязать новые романы. Казанова объявил себя розенкрейцером и алхимиком, что снискало ему популярность среди наиболее выдающихся фигур того времени, включая маркизу де Помпадур, Даламбера и Жан-Жака Руссо. Алхимия, и в особенности поиски философского камня, были настолько популярными среди аристократии, что спрос на Казанову с его пресловутым знанием был велик, и он неплохо заработал на этом, несмотря на то, что его конкурентом на этом поприще был сам граф Сен-Жермен. Помимо этого, де Берни использовал Казанову для тайных миссий по государственным делам, а также прибегал к его помощи в области финансов: Казанове была доверена миссия по продаже государственных облигаций в Амстердаме, поскольку Голландия в то время была финансовым центром Европы.

К несчастью, через несколько лет колесо Фортуны повернулось в другую сторону. Покровитель де Берни был уволен с государственного поста, Казанова растерял былое влияние и снова влез в долги. Спасаясь от кредиторов, он уехал в Голландию, потом в Кёльн, Штутгарт, Швейцарию и так далее. Продолжив странствия, он посетил Альбрехта фон Галлера и Вольтера, побывал в Марселе, Генуе, Флоренции, Риме, Неаполе, Модене и Турине, затевая по пути любовные авантюры, и добрался даже до Англии с целью продать королю Георгу III свою идею государственной лотереи. Из этого ничего не вышло, а впридачу многочисленные интимные связи наградили его венерическим заболеванием. В марте 1764 года, будучи обвинённым в мошенничестве, Джакомо, разорённый и больной, покинул Англию. Теперь его путь лежал через всю Европу в далёкую Россию, где он планировал предложить государственную лотерею императрице Екатерине Второй. Этот план тоже провалился, как и попытки продать эту идею прусскому королю Фридриху. Где бы авантюрист ни обосновался - в Варшаве, Вене, Париже или Барселоне - скоро его либо настигала его собственная дурная репутация, приводившая к изгнанию, либо он сам вынужден был бежать от долгов и рассерженных мужей.

После долгих лет скитаний Казанова получил от инквизиторов разрешение вернуться на родину - в Венецию. Чтобы снискать расположение венецианских властей, Казанова занялся коммерческим шпионажем в их пользу. Спустя несколько лет инквизиторы даже назначили ему постоянное жалованье для исследования торговли между Папской областью и Венецией. Однако его прочие затеи, связанные с публикацией своих произведений и театральными постановками, потерпели неудачу - в основном, из-за нехватки средств. Что хуже, в 1783 году Казанове опять пришлось покинуть Венецию, поскольку над ним снова нависла угроза заключения в тюрьму из-за сочинённой им желчной сатиры на некоторых венецианских патрициев.

Медальон с портретом Джакомо Казановы в зрелом возрасте


Вынужденный возобновить свои странствия, Казанова прибыл в Париж, а затем в Вену, где служил секретарём венецианского посла Себастьяна Фоскарини. После смерти последнего Казанова нашёл себе место смотрителя библиотеки графа Йозефа Карла Валленштейна, камергера императора, в замке Духцов в Богемии. Граф, будучи сам франкмасоном, каббалистом и заядлым путешественником, привязался к Казанове, когда они встретились годом ранее в резиденции посла Фоскарини. Хотя служба у графа Валленштейна обеспечила уже постаревшему Казанове безопасность и хороший заработок, он описывал свои последние годы как принесшие скуку и разочарование, хотя они оказались самыми продуктивными для его творчества.

По всей видимости, к тому времени Казанова стал желчным старикашкой с раздутым самомнением; он жил в замке фактически на положении приживалки и раздражал других обитателей дома, к которым относился без уважения. Хотя Казанова был в хороших отношениях с работодателем, тот был значительно моложе его и имел свои прихоти. Граф проводил много времени при дворе, а когда посещал Духцов, то часто игнорировал старика за столом и не знакомил с важными гостями. Уделом постаревшего ловеласа стали склоки с кастеляном и другими обитателями замка, а также написание мемуаров, озаглавленных "История моей жизни". Именно это произведение сделало Казанову знаменитым не только при жизни, но и после его смерти в 1798 году в возрасте семидесяти трёх лет.

Костёл Благовещения Девы Марии в центре Духцова. Храм построен в барочном стиле и служил жителям замка домовой церковью. Слева кафе Casanova ))


Я бы не назвала Духцов живописным городом, однако и тут встречаются симпатичные дома. Черепичную крышу облюбовали голуби ))


Городская ратуша и характерный для Чехии чумной столб


Главная площадь города


На месте этого старика легко представить и самого Казанову...


Обращённый к парку фасад замка Духцов. Фотографировать внутри туристам не разрешают, но невелика потеря: интерьеры замка довольно спартанские


У замка разбит большой регулярный парк




Интересная церковь

отпуск, 10, Чехия, фото

Previous post Next post
Up