Originally posted by
ibigdan at
Украинские воины и мирные жители ДонбассаЛюблю писать на сложные табуированные темы. Табу в современных условиях не означает, что об этом не говорят. Это означает, что об этом не говорят правду.
Те из вас, кто на стороне Украины, искренне верят, что украинские солдаты и добровольцы никогда не обижают мирное население и постоянно снабжают его гуманитаркой, а обстреливают мирные города из артиллерии исключительно боевики для картинки российским СМИ. О мирном населении вы думаете по-разному. Вариант А (к нему склонны либералы): на Донбассе большинство - честные и порядочные люди, которые за Украину, но путинские наемники их запугали и заставили молчать. Вариант Б (к нему склонны радикалы): мирное население Донбасса - почти сплошь "ватники", сторонники ДНР-ЛНР и подлежат едва ли не поголовной зачистке.
Те из вас, кто на стороне Российской империи, так же искренне верят, что украинские солдаты и добровольцы - это каратели, которые намеренно уничтожают мирное население Донбасса - преимущественно с помощью артиллерии, а также путем похищений, пыток и массовых расстрелов. Делают они это потому, что фашисты, а население говорит по-русски. Население, соответственно, сплошь за Россию, но запугано "украми".
Все вышеперечисленное - мифы военной пропаганды. Сейчас расскажу, как все обстоит на самом деле. Расскажу как очевидец - не один месяц там провела.
На тему артобстрелов будет отдельный пост, а сейчас - о взаимоотношениях между мирными и вооруженными людьми в оккупированных карателями/освобожденных доблестными украинскими воинами населенных пунктах Донбасса.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОТНОШЕНИЕ УКРАИНСКИХ ВОИНОВ К МИРНОМУ НАСЕЛЕНИЮ ДОНБАССА
Как-то не принято говорить, что если подразделение занимает населенный пункт, то бойцы живут не в окопах, а в брошенных домах. То есть, окопы и блиндажи роют, в них постоянно находятся дежурные, но основная часть подразделения будет находиться там, где тепло, сухо и есть естественное укрытие в виде стен из кирпича, а часто и надежного подвала. Иначе просто не бывает. Солдаты не будут мерзнуть, мокнуть и болеть, если рядом стоят пустые дома.
Брошенных домов на фронте много, хватает на всех. Такого, чтобы выгоняли хозяев из жилых домов или что-то силой у них отбирали - не встречала ни разу. Единственная возможность: могут реквизировать машину - чаще всего для того, чтобы срочно эвакуировать раненого. Если машина уцелеет на фронтовых дорогах, скорее всего, потом вернут.
Это понимают не все, даже не все волонтеры, поддерживающие украинскую армию. Люди подсознательно оценивают военную реальность по мирным меркам - потому что сами живут мирной жизнью, в мирных городах, где действуют законы мирного времени, и даже представить себе не могут, что там, где мины каждый день на головы падают, все совершенно по-другому.
Вывозят ли вещи из брошенных домов, в которых поселяются? Бывает по-разному. Есть люди, которые не возьмут принципиально из чужого дома даже щепотку соли и уходят из подразделения, если в нем не пресекается мародерство. И таких людей достаточно много. Но одного майора с ненасытным аппетитом хватит, чтобы вывезти все имущество из всех брошенных богатых домов в селе, включая женское нижнее белье. И таких майоров тоже хватает. Как это ни мерзко, их можно понять: с их точки зрения, дома эти все равно будут разрушены рано или поздно (и это правда, потому что постоянные артобстрелы), имущество в них сгорит или будет разворовано другими - скорее всего, местными уголовниками. И пока он, майор, здесь за копейки каждый день жизнью рискует (и ведь правда рискует), богатенький владелец дома (наверняка ходивший на референдум за ДНР) отсиживается в Киеве или в Ростове.
Надо бы, конечно, майора за мародерство расстрелять, в назидание прочим майорам. Но кто ж его расстреляет? Генерал, который украл треть канадской гумпомощи? Кстати, еще один миф - что те, кто храбро воюют, не мародерствуют, и наоборот. В жизни это вообще никак не связано.
Именно из-за мародеров, в числе которых и украинские военные, и местные уголовники, и друзья-соседи - не уезжают из сел мирные жители - остаются, чтобы охранять дома. Они при этом рискуют жизнями (постоянные обстрелы), а нам своим присутствием очень сильно мешают воевать.
Украинские солдаты и добровольцы действительно делятся с оставшимся мирным населением продуктами, медикаментами и одеждой, которые им привозят волонтеры. Часто, видя, что люди голодают, могут отдать последнее. Набирают старушкам воду из колодцев, пилят дрова, на собственном транспорте возят заболевших и раненых в больницу. Политические взгляды старушек, да и людей помоложе, никто при этом не спрашивает, клясться, на камеру или без камеры, в верности Украине и сдавать своих соседей-"ватников" никого не заставляют. (Хотя некоторые люди по собственной инициативе приходят и рисуют на наших картах позиции боевиков - и это простые селяне!)
На каком языке разговаривают местные жители, вообще никого не волнует. Тем более, что среди украинских солдат и добровольцев добрых две трети русскоязычные.
Настороженность солдат по отношению к местным, конечно же, есть, и не без причины. Никого ведь толком не проверишь. Может, у этой симпатичной тетеньки сын воюет в ДНР, и она по телефону рассказывает ему все о наших позициях. Не потому, что она идейная сторонница России, и не потому, что ей за это заплатили - а просто потому, что во всем мире помогают своим. Истории про матерей, отрекшихся от сыновей по политическим мотивам, любят раскручивать по ТВ и в инете, но на самом деле таких же единицы.
Причем даже в ярко выраженном проукраинском селе один такой человек да найдется. И его может оказаться достаточно, чтобы погибла большая часть подразделения. И, кстати, значительная часть этого села. Артиллерия - предельно неточное оружие (чего тетеньки обычно не понимают).
Спасает от таких "тетенек" только плохая мобильная связь (а чаще ее полное отсутствие) в зоне БД.
Единственная причина, по которой возможно насилие по отношению к местному жителю - если стало известно, что он вражеский корректировщик. Корректировщики - самые ненавидимые люди на этой войне, потому что львиная доля потерь - от артиллерии. Поэтому предполагаемого корректировщика ловят и допрашивают, часто в жесткой форме. Ошибки иногда случаются, выясняются довольно быстро, и человека отпускают. Не скажу, что всегда без синяков, но в тех случаях, которые я знаю, не убили и не искалечили никого. Реальных корректировщиков и некоторых других активных пособников держат в подвале и потом меняют на кого-то из своих.
При этом грамотная, системная работа по выявлению вражеской агентуры среди местных не ведется. Никто никого не проверяет на благонадежность, и реальных корректировщиков обычно обнаруживают случайно, когда на них кто-то из местных же доносит.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОТНОШЕНИЕ МИРНЫХ ЖИТЕЛЕЙ ДОНБАССА К УКРАИНСКИМ ВОИНАМ
В прифронтовой и фронтовой зонах это отношение заметно разнится. Прифронтовой зоной условно считаем те населенные пункты, где нет боев и разрушений, проще говоря, куда не долетает. Западная граница прифронтовой зоны - Днепропетровск, восточная - где-то километров 10-15 от линии фронта, дальше уже фронт.
Так вот, в этой прифронтовой зоне украинских солдат поддерживают так, что это просто невозможно вообразить. Не все, конечно, но абсолютное большинство. Их бесплатно кормят, отдают задаром понравившиеся им товары, тоннами везут гуманитарку, особенно продукты и медикаменты. Очень часто повторяют при этом: "Ребята, пока вы там, они не будут здесь". Поступая так, мирные жители защищают себя от войны. Никто не хочет, чтобы его дом обстреливали, а для этого украинские солдаты должны держать фронт.
Во фронтовой зоне, где идут бои, отношение другое. Солдат побаиваются - в основном, потому, что в населенный пункт, где есть люди с оружием, в любой момент может начать прилетать. Некоторые вначале могут бояться агрессии со стороны самих солдат - но это проходит, как только солдаты начинают нормально с людьми общаться и раздавать гуманитарку. А первая причина никуда не девается.
Люди берут у солдат продукты, медикаменты и сигареты, искренне благодарят, говорят о том, что единственное, чего они хотят - жить в мире и чтобы все было, как до войны, и что они за единую Украину (хотя их никто не заставляет это говорить). И так же искренне на следующий день могут собрать митинг, на котором потребуют, чтобы украинские военные ушли из села, потому что из-за них село бомбят. Они совершенно не понимают, что если армия из села выйдет - пусть даже на километр в поле - село займут путинские боевики, и уже наша сторона будет сносить их артиллерией. Жертв среди мирных будет примерно столько же.
Бывает и наоборот - мирные собираются и требуют, чтобы уходили боевики. Понятно, с тем же результатом, никто никуда не уходит.
Каких-либо политических взглядов - как проукраинских, так и антиукраинских, представлений о государственном устройстве, которое бы им нравилось, у большинства этих людей нет. Они хотят - совершенно естественно - чтобы прекратилась война. На это накладывается чудовищный пропагандистский бред, льющийся из России. Надо сказать, что на несколько десятков километров на запад от линии фронта, то есть, на территории, контролируемой Украиной, не идет украинское телевидение - только российское и "новоросское". За несколько месяцев войны Украина не удосужилась хоть как-то доносить до этих людей свою позицию. Некогда руководству, заняты все, воруют.
Искажение сознания, вызванное российской пропагандой, очень сложно описать. То есть, люди не думают, что те украинские солдаты или добровольцы, которые стоят у них в селе - и есть те самые каратели, о которых им говорят по телевизору - убивающие младенцев и берущие людей в рабство. Может быть, их считают каким-то исключением - вот, мол, нашему селу повезло, у нас нормальные солдатики, а в соседнем селе стоят фашисты-каратели? Нет, они и так не думают. Их реальный быт и их картина мира - два совершенно отдельных, никак не связанных между собой явления. Люди, живущие в подконтрольных Украине селах, которые активно обстреливаются артиллерией, причем все попадания - со стороны Донецка (а люди местные отлично знают, в какой стороне находится Донецк и какой из сторон конфликта он сейчас занят) на полном серьезе считают, что их обстреливают "укропы".
В фашистов и карателей ВЕРЯТ, НИКОГДА ИХ НЕ ВИДЯ. Вот вам простая аналогия. Если Вы человек верующий, Вы верите, что существуют ангелы и демоны, и что они как-то влияют на нашу жизнь. Но вам же не придет в голову считать своего соседа или даже солдата, поселившегося по соседству, ангелом или демоном. Он человек, такой же, как и Вы. Но ангелы и демоны, конечно же, где-то там существуют и очень могущественны.
Так что запутинцев в некотором смысле можно поздравить с созданием новой лжерелигии. В аду им гореть еще и за это.
(с)
ZULIKHAN