Originally posted by
_niece at
Закон о законах, слово о словах Ну что, товарищи, заканчиваем праздники (уж какие выдались), начинаем рабочий год. Вот первый в новом году комментарий Ведомостям - о минюстовском проекте "закона о законах". Редакция его слегка сократила по понятных соображениям объема, а полностью он выглядел так:
Идея "закона о законах" - один из вечно возвращающихся законотворческих призраков, вроде такого же вечного проекта закона о Федеральном собрании. На "неритмичность" нашего правотворчества, на спонтанный характер изменений, на их скорость и непредсказуемость публично жаловались и Лариса Брычева, и Валентина Матвиенко, сказано об этом и в свежем Отчете о состоянии законодательства, выпущенном Думой в конце 2014 г. Проект Минюста, насколько можно судить, носит описательный характер, и имеет целью ввести в законодательство ряд красивых определений из общей теории права. Но беда в том, что отсутствие законодательного планирования - это проблема трех основных законотворцев: правительства, президента и депутатского корпуса. Президентские инициативы не могут быть объявлены заранее, поскольку носят политический характер и должны готовиться секретно и появляться внезапно (давайте объявим в начале года наши планы на аннексию новых субъектов?). Правительство публикует планы своей законопроектной деятельности, но не придерживается их, потому что постоянно возникают новые экстренные нужды и лоббисткие запросы, площадкой для обсуждения которых правительство является. Депутаты обладают законотврческой свободой, которую нельзя ограничить даже при нынешнем состоянии отечественного парламетаризма- каждый депутат волен вносить что угодно, это основа его статуса. Законодательное планирование возможно при одном условии: если перестать использовать закон как средство быстрого реагирования на вызовы дня и меняющуюсю политическую конъюнктуру. Это значит принимать новые законы редко и медленно. На такое не готовы ни Дума, ни исполнительная власть - более того, этого не позволяет конструкция нашей правовой системы. У нас и не прецедентное право (когда нормотворцем является суд), и не указное (когда страна управляется распоряжениями главы государства). У нас правовой единицей является федеральный закон.
Минюст научит Госдуму принимать законыНо наше законодательство от этого лучше не станет, полагают эксперты
Читать целиком