От жизни за эти пару месяцев отстала кардинально, но сегодня как раз возник в разговоре нехороший Ходорковский с его несогласием с санкциями и мой первый вопрос был - это из цитатника какого или ты оригинал читал? И, похоже, права оказалась.
Originally posted by
lonic_slonic at
О речи Ходорковского "Доктрина Путина". Мое мнение.Признаюсь, что повелась, как интернет-обыватель, привыкший прыгать по коротким сообщениям твиттера и тезисным постам фейсбука, на фразу, выхваченную из контекста речи, и даже не хотела больше ничего слышать, как и многие из тех, кто также напоролся на эту фразу. Так вот сразу хочу заметить, (и, в первую очередь, себе), читайте оригинал, и только потом выносите суждение. Три дня я собиралась это сделать, и, наконец, прочла. Выступление короткое, емкое, ни одного лишнего слова. Очень рекомендую, потратите всего 10 минут, а потом захочется законспектировать и перечитать снова.
Михаил Ходорковский говорит очень продуманно, взвешенно, отдавая себе отчет в каждом слове, и возникает глубинное впечатление, что это не сиюминутные мысли, записанные перед выступлением, а долго вынашиваемые, формулируемые тезисы из его сложившихся на протяжении многих лет убеждений.
В частности, он открыто осуждает захват Крыма. И здесь нет никаких иносказаний и подтекстов.
"По сути, открытая аннексия Россией Крыма и едва прикрытая аннексия части территории Юго-востока Украины подводят черту под Ялтинско-Потсдамским мироустройством.
Прошедшие после Ялты 70 лет были для Европы временем спокойствия и стабильности. Но ни разу за всё это время страна-учредитель Ялтинско-Потсдамской системы не нарушала открыто главный принцип общеевропейского послевоеннго консенсуса - война не может быть способом разрешения территориальных споров в Европе."
То есть, Крым, по утверждению МБХ, НЕ НАШ, и никакого права Россия на него не имела и не имеет. А раз не имеет, то наступит такое время, когда крымский вопрос придется решать и очень жестко, то есть, возвращать, путем ли референдума (ведь жители полуострова не мягкие игрушки в мешке деда Мороза), либо иным способом, предусмотренным международным правом.
Далее Ходорковский предупреждает Европу о серьезной опасности, которую представляет собой сегодня для мира государство Россия, возглавляемое президентом Путиным: "весь огромный военно-стратегический потенциал, который, несомненно, будет сохраняться в течение длительного времени, оказался в России под контролем людей с крайне низким уровнем политической и нравственной ответственности", упирая на то, что Путин хочет вернуться к политике мирного сосуществования, но декларируя полное невмешательство во внутренние дела России иее внешнеполитические шаги. Так не бывает и этого допустить нельзя.
Ходорковский открыто и прямо осуждает Россию, говоря жестко и совсем нелицеприятно о ее шантаже мирового сообщества и угрозе миру новой войной. Приведу дословно:
"Несмотря на очевидную противоправность совершенной против Украины агрессии, Европе придется искать компромисс в отношениях с кремлевским режимом, потому что альтернативой компромиссу является глобальная война. Это объективная реальность, от которой невозможно отмахнуться. (....) Политика "задабривания Кремля" - это путь, который приведет к большой войне гораздо быстрее, чем многим конформистски настроенным политикам и бизнесменам Европы кажется. Надо помнить, что кризис в Украине - это не столько локальный конфликт, сколько компрометация старой политики в отношении авторитарного режима в России".
Ходорковского трудно пересказывать, настолько сжато и емко звучат его слова. Еще одна цитата:
"Ястребы в Кремле не просто ждут кризиса в Европе. Они готовы активно содействовать его возникновению, несмотря даже на то, что новый мировой глобальный экономический кризис был бы убийственным в первую очередь для российской экономики. Тем не менее, под давлением этих людей Кремль (...) будет раскачивать Европу по мере своих сил и возможностей. (...) Они грезят о создании нового ультраправого интернационала, который объединил бы все реакционные, все антилиберальные силы Европы".
Угроза серьезная, хотя многие не склонны преувеличивать ее значение. Ведь, действительно, ну, что может поколебать Россия во главе с Путиным в Европе со сложившимися многовековыми традициями, общим парламентом, единым пространством. Очень и очень многое, достаточно вспомнить передачу 9 млн евро первым траншем фашистсвующей дамочке левого толка Мари Ле Пен. И тут Ходорковский говорит, что надежда справиться с этой угрозой есть, и коренится она в самой природе российской бюрократии, которая в целом рациональна и аполитична.
"В российском истеблишменте есть много трезвых, разумно мыслящих и ориентированных в целом на европейские ценности людей. Но сегодня эти люди вынуждены подчиняться политической воле, формируемой коррупционно-криминальным меньшинством, единственной целью которого является удержание власти. Большинство в российской элите прекрасно понимает, что нынешний курс Кремля ведет страну к катастрофе. Это большинство является сдерживающим началом, которое не должно допустить скатывания России, а вместе с ней и мира, в пропасть".
А что оппозиция? В России фактически установился неототалитарный режим, в котором для оппозиции места нет. На сегодняшний момент она может являться только сдерживающим, и не более, фактором для реакционных сил, и то с большой натяжкой. Сегодня оппозиция своими малыми силами пытается защитить не только саму Россию, но и Европу, которой угрожает имеющимися в запасе арсеналами Кремль, и заслуживает и нуждается в самой серьезной поддержке, так как связана по рукам и ногам.
Вот тут мы приближаемся к самому главному, что вызвало много толков, нареканий, гневных отповедей и т.п.
Настоящие патриоты страны, не согласные с доктриной Путина, ждут от Европы, что ее политика в отношении России будет:
а) умной, то есть, реализм и понимание того, что Россия и Путин - это не одно и тоже, Путин уйдет, рано или поздно, а Россия останется и ей надо будет найти место в большой Европе;
б) честной, то есть, не применять к России политику двойных стандартов, когда России прощается то, что никому бы другому не простилось, и осуждается то, что для других считается нормальным;
в) дифференцированной, то есть,санкции должны быть умными и честными.
Санкции это то, что сдерживает сейчас нарастающую агрессию Кремля, Ходорковский с этим согласен. Но в то же время он говорит:
"Я считаю большой политической ошибкой санкции против России, как страны. Мне кажутся бессмысленными санкции против российской экономики в целом. Логика, состоящая в том, (обратите внимание, это же наши слова) ЧТО, ЕСЛИ РУССКИЙ НАРОД НАЧНЕТ ЖИТЬ ХУЖЕ, ОН БЫСТРЕЕ ПОЙМЕТ, КАКИХ ЖЕ ПЛОХИХ ПРАВИТЕЛЕЙ ОН ИЗБРАЛ, МНЕ КАЖЕТСЯ СОВЕРШЕННО НЕПРИЕМЛЕМОЙ. Ее краткосрочный (и весьма сомнительный) эффект, который может быть достигнут в ближайшее время, может быть с лихвой компенсирован стратегическими минусами в отдаленном будущем.
НЕЛЬЗЯ ОТТАЛКИВАТЬ РУССКИЙ НАРОД ОТ ЕВРОПЫ
Соответственно, возникают три важнейших практических вопроса:
1) Несмотря на все санкции, не должен пострадать культурный и научный обмен, помощь в образовании, в воспитании нового поколения. Это залог будущей победы европейского выбора России.
2) Нужно защитить русскую оппозицию от преследования в Европе со стороны русского политического сыска.
3) Нужно поставить заслон коррупционной активности кремлевского режима в Европе."
То есть, вводя санкции, жесткие и нелицеприятные, против конкретных лиц и организаций, работающих на режим Путина, нельзя прерывать низовые связи на уровне обычных людей. Нам и так обрубают всё, что возможно - обмен культурными и научными программами, студентами, школьниками, и чаще всего, это так называемые контр-санкции, вводимые Кремлем. Если Европа поддержит это варварское начинание, мы, отстающие от мирового развития и прогресса на десятилетия, просто осядем на дно, и замкнемся на себе. Тогда ни при каких благоприятных обстоятельствах Россия не сможет естественным образом влиться в европейское сообщество на равных, слишком сильным будет разрыв во всем. Европа как раз и должна рвать эти путы, приглашая, настаивая, ища компромиссы для сотрудничества именно с гражданами России.
Ну, и наконец, завершая свою речь, Ходорковский сказал, что режим может просуществовать и 10 лет, может, и менее, но он не вечен, и от совместных усилий по сдерживанию эскалации агрессии Кремля зависит, что будет после падения этого режима с Россией и Европой.
Дело в том, что с Европой, ее гуманитарным и экономическим представительствами нельзя говорить, как Путин с народом. Для них нужно знать, что таит в себе опасность заигрывания с режимом, насколько от санкций пострадает народ, что ожидает в дальнейшей перспективе сотрудничество Европы с Россией. Дипломатически выверенный язык тут не только уместен, но жизненно необходим.
P.S. Ни в коей мере не являясь горячей почитательницей М.Б.Ходорковского, смею надеяться, что он говорил очень правильные вещи, насколько я могу судить из сказанного, и, через призму сложившегося отношения к России сегодня, пытался донести до собравшихся, что надо быть очень жестким по отношению к режиму, поставившему мир на грань холодной войны, но иметь индивидуальный подход к тем, кто проживает в России, и не рвать связи на общечеловеческом уровне.
Не претендую на мнение в последней инстанции, но давайте все же и сами думать иногда, а не изображать из себя стадо баранов, где один проблеял и все подхватили "Беее, расчехлился..."
оригинал