Целостное понимание процесса приобретения знаний

Mar 01, 2014 14:23


Процесс учения, научения и обучения - это процесс раскрытия, развития способностей. Способности - это то, что уже заложено в человеке с самого рождения. Развить эти способности можно только с помощью того, кто уже развил те же способности в себе. Например, научить рисовать может только тот, кто сам хорошо рисует; научить играть на музыкальном ( Read more... )

благо_дарю!, рука помощи, люди, мысли вслух, психология, эксперименты на себе, осознание

Leave a comment

eugene_solo March 2 2014, 16:23:06 UTC
Привет, Алёнка! :)

Да, конечно же, я всецело разделяю с тобой мысль о том, что велик соблазн присвоить себе достижения, к которым нам помогла прийти крепкая рука наставника. Это, конечно же, механизм эгоизма и гордости, всё просто и банально.

Однако:

> я сокрушенно и даже с каким-то облегчением говорю себе: "Какая я узколобая дура!"

Я бы не торопился ставить на себе печать «узколобая дура» :) У тебя не было выбора, ты такая, потому что тебя к этому привели твои программы и воспитание. Пусть лучше будет так как есть: да, ты забыла об учителе, забыла о благодарности, да ты присвоила достижения себе. Ну и что? В конце концов, если учитель действительно просветлён и открыт сердцем - ему не будет обидно из-за этого :)

> Самому нельзя выйти за пределы своего понимания. Обязательно нужна чья-то крепкая рука, которая вытащит нас за границы нас самих.

Конечно, мы же все единое целое и крепкими руками вполне могут стать также и:

> жизнь, ситуации, окружающих людей, с которыми у них конфликтные отношения, своих котов, собак.

Ведь все эти люди, кошки, собаки, а также тот самый учитель, который протянул самую крепкую руку из всех рук - тоже части целого. Ветер, который дует по ночам и пугает меня - тоже мой учитель. Собака, которая живёт с открытым сердцем как никто другой из всех моих человеческих знакомых - тоже мой учитель. И Паша мой учитель. Кто мне дал больше, Паша или собака? Мне кажется, что это просто неразумное сравнение. Это всё равно, что сравнивать, что лучше - синий или сладкий. Всё вокруг, вся жизнь составляет опыт каждого из нас. Выделять на этом фоне даже самого крепкорукого учителя - это тоже своего рода гордыня, просто очень хитрая гордыня.

Гордость за своего учителя :)

Я благодарен Паше за то, что он так много времени провёл со мной в чатах и ЖЖ. Он действительно мне сильно помог, может быть даже больше, чем он думает. Но скорее всего я не оправдал его надежд, если таковые у него были. Да, мной обуяла гордыня ещё сильнее, чем была раньше. Работа над собой, даже с помощью Паши в какой-то момент завела меня «ещё дальше, чем я была» © Масяня :) Право же, это выглядит смешно, но это так. Я возгордился своими достижениями так сильно, что посчитал себя круче Паши. Мною овладела мысль о том, что я смог увидеть в Паше гордость, а значит я вижу больше, чем Паша. А-а-а-а!!! Это даже не кирпичик, а огромный бетонный блок в фундамент значимости.

Но...

Но я таков. Таким меня создала жизнь, целое. Возможно без этого этапа просто было не пройти дальше. Уход в сильную гордыню часто помогает продвинуться вперёд, потому что тонкие слои видеть сложно, а если дать им возможность разбухнуть, чтобы они стали виднее, то и дело сладится и, может быть, случится какой-то прогресс.

Бог его знает прогресс это или нет, но я восстановил старые знакомства, которые раньше рвал из прежней гордыни и уничтожил пару сегодняшних знакомств, не без сегодняшней гордыни :) И то и другое сделало мою жизнь легче, потому что в первом случае я копил обиду, а во втором я терпел унижения, которые теперь мне больше стали не нужны.

В общем, я опять всё про себя да про себя. Ещё раз скажу, что рад, что у тебя всё хорошо и ты идёшь рука об руку с Пашей в любви и радости! Счастья вам!

Reply

monkey_key March 3 2014, 08:58:12 UTC
Женька, привет! Рада тебе, спасибо за комментарий!

"..Я бы не торопился ставить на себе печать «узколобая дура» :) У тебя не было выбора, ты такая, потому что тебя к этому привели твои программы и воспитание. Пусть лучше будет так как есть: да, ты забыла об учителе, забыла о благодарности, да ты присвоила достижения себе. Ну и что? В конце концов, если учитель действительно просветлён и открыт сердцем - ему не будет обидно из-за этого :).." -

Жень, "узколобая дура" - это не то, чтобы печать.. Это адекватная оценка реальности :) Это не бесплотные ругательства в свой адрес (это вообще не ругательства и не самоуничижение; я учусь не относиться к себе серьёзно, поэтому спокойно отправляю в свой адрес подобные характеристики :) ), а это попытка встать ногами на твёрдую почву, оценить имеющееся понимание и ресурсы ума, чтобы можно было двигаться дальше. Если я не буду критична к себе, я буду думать, что всё нормально, что со мной всё в порядке и что я умна как святые старцы, то шансов расширить своё понимание у меня почти никаких не будет. Да, конечно, это мои программы и развитость ума (точнее, его неразвитость :) ), и я даю этому название "узколобой дуры". Чтобы можно было что-то изучать, нужно сначала сказать себе : "Я этого не знаю".
И дело не в учителе тут, обидится он или нет. Это нужно прежде всего мне. Я же не для учителя это всё делаю: развиваюсь, пытаюсь понимать. А для себя, мне же с собой жить. И я хочу учиться благодарности, хочу расширять понимание, учиться целостному видению реальности, так что... :)
А учитель действительно не обидится (и он вообще не обижается ;) ).

Жень, по поводу кошек, собак и ветра.. Они-то, несомненно, тоже учителя, да, естественно. Но они же ничего нам не рассказывают об устройстве мира, не помогают нам разбираться с нашими программами, идеями и образом мира.. Где бы мы были, если бы не наши учителя? Сидели бы рядом с собакой и подвывали ветру, глядя на луну.
Мне всё же кажется, что не выделять учителя на фоне остальных участников своей жизни - это следствие гордости, это следствие желания обесценить. Я множество раз замечала: благодарность отсутствует тогда, когда присутствует гордость; когда есть радость, открытость и благодарность, тогда нет места для гордости. Это легко можно проверить. Гордость боится благодарности. Она будет искать лазейки, чтобы оправдать себя, выйти сухой из воды. Впрочем, я уже писала об этом в посте, не буду повторяться.

"..Гордость за своего учителя :).." -
Я не знаю, что это такое.. Я чувствую только радость за своего учителя :)

Женька, гордость - вообще страшная штука. Она может свести с ума. Она подбрасывает такие безумные идеи в голову.. А мы ей верим, мы эти идеи считаем своими. Всё, что ты написал про свою гордость в отношении Паши, когда вы с ним общались - всё это очень интересно. И что твоя гордость ещё больше раздулась - тоже интересно. Но закономерно. Знаешь, я тоже через всё это проходила, мне это знакомо. Потягаться пришлось с этой задирой - гордостью :) У меня теперь стойкое ощущение, что гордость - от лукавого, что это явная чертовщина. И что гордость - следствие того, что мы не пользуемся разумом. А когда мы не пользуемся разумом, в нашу голову лезет всякая околесица. Множество раз замечала, что когда разум активен, восприятие реальности целостное, для гордости нет места. А уж если она появляется.. то нужно искать, где и в чём я "узколобая дура" :)))) И более того, я поняла, что когда я увязаю в гордости, я лишаю себя жизни: радости, открытости, любви. Так что нечего с ней нянчиться! :)))

Reply

monkey_key March 3 2014, 08:58:47 UTC
"..Уход в сильную гордыню часто помогает продвинуться вперёд, потому что тонкие слои видеть сложно, а если дать им возможность разбухнуть, чтобы они стали виднее, то и дело сладится и, может быть, случится какой-то прогресс.." -

Ну да, что-то в этом есть.. Но, эх, не было бы поздно!.. Иногда раздутая гордыня может таких дров наломать, что, когда она станет заметна, можно очень сильно пожалеть.. Лучше уж учиться "семь раз отмерить", поразмышлять, взвесить, проверять свои идеи на адекватность. Ну, мне так кажется, во всяком случае.. :) Хотя даже не то, чтобы кажется.. Я стараюсь учиться это воплощать в жизнь, и промежуточные результаты очень даже радуют :)

Да, и кстати, Жень, Паша на тебя не в обиде. Если он тебе смог чем-то помочь - это очень здорово. И действительно, очень и очень здорово, прекрасно, что с Наташей у вас наладились отношения, я, мы, правда, очень рады.
То, что так всё получилось, наверное, закономерно. Гордость - она такая.. Если получше её изучить, то уже не захочется плыть с ней в одной лодке :)
Женька, спасибо тебе за добрые слова! Желаю и вам с Наташей тепла, открытости, света, любви! Берегите друг друга.

Reply

eugene_solo March 3 2014, 09:39:25 UTC
По посту определить сложно, потому что он пишется для всех, а по твоему ответу я сейчас вижу, что гордость твоя явно стала меньше. Меньше с прошлого раза, когда мы бурно что-то обсуждали, уже не помню чего именно, но эмоции помню хорошо.

Мне не обязательно быть как Паша, не обязательно быть без гордыни, чтобы видеть гордыню в других. Наоборот, даже, имея опыт быть гордым, проще замечать эту гордость в других. Пример тому - Паша, для него многие уловки гордости непонятны, потому что он сам не переживал этой «узколобости» :) Это я написал для того, чтобы ты поняла, что я не просто так пишу о том, что замечаю в тебе явный прогресс. И это не высокомерная подачка похвалы - на держи с барского плеча :) Я в самом деле рад видеть в тебе эти перемены.

> Где бы мы были, если бы не наши учителя? Сидели бы рядом с собакой и подвывали ветру, глядя на луну.

Остались только вот такие моменты, в которых я с вами не согласен. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы сидеть и выть на луну.

> нужно сначала сказать себе : "Я этого не знаю".

Да, это очень похоже на отказ от гордости - признать, что я не сведущ можно только, не будучи гордым.

> "..Гордость за своего учителя :).." -
> Я не знаю, что это такое.. Я чувствую только радость за своего учителя :)

У меня на протяжении всего общения с Пашей постоянно присутствовала такая гордость. Я старательно подавлял её, чтобы не сослаться на Пашины слова, как на авторитет.

> Женька, гордость - вообще страшная штука. Она может свести с ума

Я столько думаю про гордость, столько пишу об этом в ЖЖ, что, скорее всего, меня за глаза уже прозвали «помешанном на гордости». Вижу я не один такой :)

> Иногда раздутая гордыня может таких дров наломать, что, когда она станет заметна, можно очень сильно пожалеть

Вроде бы пока что не было таких ситуаций, чтобы я жалел. Каждый пройденный этап для меня хороший урок и, получи я шанс перепрожить эти отрезки своей жизни заново, я бы не стал ничего менять.

> Паша на тебя не в обиде

Был бы Паша в обиде, был бы это не Паша ;)

Reply

monkey_key March 3 2014, 10:34:23 UTC
Да, Жень, ты не один такой, "помешанный на гордости" :))))

Спасибо за комментарии! :)

Reply


Leave a comment

Up