Асоциальная сеть

Nov 02, 2010 23:00

Сходили всем отделом в кино на «Социальную сеть».



Фильм, если кто вдруг не в курсе, - художественная версия создания социальной сети Facebook.
Поскольку реальную историю успеха ФБ (её известную часть) я, по долгу работы, знаю, - мне было интереснее посмотреть не на привязку фильма к реалиям повседневности, а на идею.
Каким покажут Марка Цукерберга, основателя ФБ и, по совместительству, самого молодого миллиардера в мире?
А идея у фильма далеко не однозначная. Недаром сам Facebook всячески открещивается от кино, которое снял Дэвид Финчер, памятный кому по "Бойцовскому клубу", кому - по "Бенджамину Баттону".

У фильма - отличный слоган: «You don't get to 500 million friends without making a few enemies» (В русском варианте его перевели как: «Нельзя завести 500 миллионов друзей, не нажив ни одного врага»). Об этом, собственно, весь фильм.
Не столько о самой идее социальной сети (а ведь эта идея, как ни крути, изменила поколение), сколько о том, как люди обращаются с идеей.
«Роль личности в истории», иначе говоря.

Итак, Марк Цукерберг - гик и нерд, но этим нынче не удивишь никого. Гиков эксплуатируют в кино (начиная еще с пресловутых «Хакеров» 1995-ого), в сериалах (IT Crowd) и вообще везде. Роисся гордится своим перзидентом, жавшим руку самому Стиву Джобсу, побывавшим в офисе Твиттера и первым из россиян пощупавшим новый айфон.
До определенного момента к гикам относились как к блаженным (вспомним замечательное сленговое словечко «гикнуться», вошедшее даже в русский язык), но нынче, в мире, которым правят Google, Microsoft и Apple, гиком быть модно, почетно и ни разу не стыдно.

Поэтому я позволю себе сделать немыслимое для гиков, смотревших этот фильм - выкинуть из него IT-составляющую полностью, оставив всю социальную романтику («Ура! Нас миллион!») за бортом. Что мы получим?

А получим мы парня, который:
а). продинамил заказчика, с целью выгадать пару месяцев на запуск своего проекта. Ну не хотел он делать совместный и брать заказчика в долю.
б). намеренно кинул своего друга, взятого еще в самом начале коммерческим директором, с долей 30% - по сути урезав её в сто (sic!) раз. Еще бы, ведь друг, хоть и работал на общее дело по 14 часов в сутки, абсолютно не имел нужных связей.

Честно говоря, я ждал, что Марка будут очень аккуратно, логично и эмоционально оправдывать.
Окей, оправдывать - не оправдали, но нота сопереживания в фильм всё-таки введена. Имя ей - Эрика, экс-подружка Марка, из-за ссоры с которой всё, дескать, и закрутилось.

«Нет, ты не подонок, ты просто хочешь им казаться», - говорит Марку одна из героинь в заключение фильма. Это то, что американцы называют «comforting», а русские - «ложью во утешение».
Марк пытается добавить Эрику «во френды», если уж друзьями быть не вышло, и с грустно-задумчивой мордой жмёт F5: ответит-не ответит. Лирическая концовка. Все танцуют.

Конечно, главный герой ни разу не подонок в рамках современной парадигмы - всё нормально: пацан к успеху (при)шёл. Капитализация в 25 млрд, 500 миллионов хомячков, что еще нужно для счастья?

А кинутые заказчики сами виноваты - не нужно было полагаться на такого подозрительного исполнителя.
И кинутый друг тоже - нахрена он, такой лузер, без связей, и на должности коммерческого директора?!

Как подметил в своей рецензии коллега
Караев: «...коллеги миллиардера утверждают, что <...> Цукерберг ничего и никому не хотел доказывать, а двигало им элементарное желание разбогатеть. Ей-богу, иногда лучше иметь комплексы».

P.S. Фильм, тем не менее, хорош. Будучи почти полностью лишенным всякого экшена, он, тем не менее, смотрится на одном дыхании. И даже не сказать чтобы затянут.
В общем, всем, кто время от времени просматривает «ленту друзей», где бы то ни было - в ЖЖ, ВКонтакте или, да-да, в Нём Самом, рекомендую к просмотру.

IT-шное, кино, история

Previous post Next post
Up