Оригинал взят у
zabivan в
Аршан. Дацан "Бодхидхарма"В один из вечеров пребывания на знаменитом курорте Бурятии решили прогуляться до местного буддийского дацана.
1. Находится он на противоположном берегу реки Кынгарга относительно посёлка - надо пройти по мосту и идти по дороге не сворачивая. Катастрофическое наводнение 2014 года смыло капитальный мост, поэтому до возведения нового проход и движение автотранспорта осуществляется по временному, деревянному.
2. Стремительный поток. Мутность обусловлена проходящими в этом месте земляными работами - приступают к постройке нового капитального моста.
3. О, весточка из родного Забайкалья :)
4. Район за рекой малолюдный - здесь всего лишь пара улиц. Тем не менее встретилась вот такая симпатичная детская площадка
5. Уже знакомые обоо
6. Дорога на дацан
7. У бурят особое отношение к красивым природным местам
8. Ворота Аршанского дацана. Примечателен он прежде всего тем, что является центром (или, если хотите, штаб-квартирой) региональной буддийской организации "Майдар", действующей в Тункинском и Окинском районах Республики Бурятия. Она не подчиняется Буддийской традиционной сангхе России, главным святилищем которой является другой, более известный дацан Бурятии - Иволгинский.
9. Дацан ведёт свою историю с 1916 года, когда верующими Тунки было принято решение о расширении старейшего дацана долины - Кыренского. Для определения места строительства нового дацана был приглашен хамбо-лама Агван Доржиев - один из наставников Далай-ламы XIII и его представитель в России, основатель буддийского храма в столице империи - Санкт-Петербурге. После осмотра шести площадок выбор пал на местность Хандагайта в Хойморах (долина реки Барун-Хандагай, левый приток реки Тунка), по ее названию и сам дацан стал именоваться Хойморским (Хандагайтайским). Весной 1917 года начато строительство, а уже осенью первые ламы нового дацана проводили хуралы.
10. Вид в сторону хребта Хамар-Дабан. Обширная поляна в двух километрах от курорта "Аршан" носит название Святой.
11. Новый дацан стал заметным центром религиозной жизни - через три года после основания в нем находилось уже 213 лам. Агван Доржиев еще при выборе места под строительство пытался прививать принципы обновленной жизни и буддийского служения - предполагалось, что ламы передадут свое имущество в общую собственность, организовав подобие коммуны.
По завершении строительства жители окрестных сел возвели для Доржиева, часто навещавшего дацан, личный дом.
12. Хозяйственные постройки
13. Традиционные ступы-субурганы. У буддистов принято совершать ритуальный обход по кругу по направлению движения солнца.
.
14. Солнечная поляна
15. Нависавшие над вершинами гольцов тучи буквально за пару минут заволокли небо - место стало восприниматься совершенно по-другому
16. Вокруг ступ ходила своебразная "хипповая" русская пара - полагаю, что брат с сестрой, так как мы с тетей нашли определенное сходство в их внешности. А "хипповость" выдавала некоторая небрежность во внешнем виде и одежде. Причем было заметно, что для них обход вокруг ступ не просто дань уважения этому месту, каковым он был для меня, а нечто большее. Что ж, буддизм нынче в моде.
17. Со сменой погоды место стало даже несколько мрачноватым
18. Буддизм не остался в стороне от антирелигиозных гонений 30-х - спустя чуть больше десяти лет после основания Хойморский дацан был закрыт. Личный дом Доржиева был передан в село Номто-Хобок под почту. В 1991 году по просьбе верующих он был возвращен, и сегодня служит главным зданием возрожденного дацана "Бодхидхарма":
Впрочем, восстановили дацан не на прежнем месте, от которого до Аршана порядка 20 км, а поближе к курорту и святым источникам.
Напротив здания дацана находятся два вековых кедра. Совершили энергетический обмен с природой, обняв стволы деревьев-долгожителей :) Под ветвями кедров находятся лавочки, на которых мы отдохнули после прогулки.
19. Повезло все-таки, что удалось застать это место при разной погоде. И если в солнце здесь ощущаешь сильный душевный подъем и прилив сил - хмурое небо позволяет настроиться на мысли о сокровенном
20. Общий вид дацана на фоне гор. Справа от главного здания - те самые кедры
Становилось неуютно - поднимался сильный ветер, да и дальнейшему созерцанию красот природы мешал неожиданный наплыв посетителей. Решили вернуться в поселок, надеясь успеть до того, как начнется дождь.
21. На обратном пути заметили бурятское святилище
Впрочем, на подходе в посёлок ливень нас все-таки застал :) Хорошо, что с собой был зонтик, хоть и один на двоих.