Оригинал взят у
russos в
Строительство нового Байкальского тоннеляПеревальный Байкальский тоннель пересекает одноименный хребет под седловиной перевала Даван на границе Бурятии и Иркутской области в 80 км к западу от Нижнеангарска. Его строительство началось в 1974 году.
Строительство осуществлялось тремя тоннельными отрядами: один вёл проходку с восточного портала, другой - с западного, а третий вел проходку в обе стороны от вертикального ствола диаметром 7,5 м. В ходе строительства был построен временный обход тоннеля (открыт в 1979 году) длиной 16,2 км. Сбойка между первым и третьим тоннельными отрядами состоялась 17 апреля 1980 года, между вторым и третьим - 27 октября 1980 года. Во временную эксплуатацию на тепловозной тяге тоннель был принят 29 октября 1984 года, 31 декабря 1985 года - в постоянную на электровозной тяге.
В районе тоннеля высокая сейсмическая активность - 8-9 баллов; нитка тоннеля прошла в скальных грунтах, пересекаемых многочисленными тектоническими зонами разломов. Длина тоннеля 6685,6 м, вместе со вспомогательными выработками - 7642,5 м. Тоннель однопутный.
Теперь, в связи со строительством второго пути на БАМе, потребовалось проложить вторую нитку тоннеля.
1. Остатки временного обхода на перевале.
2. Немного зимней красоты.
3. Поселок Гранитный - один из трех поселков, которые были построены для строителей. На заднем плане новая ЛЭП для питания щита.
4. Строительство ведется с Западного портала, чтобы вода вытекала самотеком из тоннеля.
5. Тоннель прокладывают современным тоннелепроходческим комплексом с железобетонной высокоточной обделкой.
6.Как и раньше, строительство осуществляет «БамТоннельСтрой».
7. Длина нового тоннеля 6682 метра. Помимо этого будут сооружены дополнительные дренажные штольни от порталов, длиной 1500 метров и 1747 метра.
8. Самое интересное там, это проходческий щит SELI-LOVAT RME - 394 SE/GS
9. Это двухщитовая машина. Т.е. она позволяет одновременно вести проходку и монтаж обделки.
Подробнее читайте в этом материале.
10. Но еще интереснее, это история машины.
Как написали у меня в интаграмме эту машину сделал Robbins. Далее ее купил Ловат, сделал апргрейд и на ней работала фирма SELI в Испании. Поэтому официальное название машины SELI-LOVAT.
11. Далее машина была продана в Россию и строила тоннель на Красную Поляну. Теперь вот, на БАМе...
12. Диаметр обделки 10,2 метра. Длина комплекса 123 метра.
13. Машинист щита.
14. В сутки проходится 6-10 метров. На данный момент пройдено более 550 метров.
15. Вся проходка будет осуществлена со стороны Западного портала.
16. В конце 2017 года тоннель должен быть сдан в постоянную эксплуатацию.
17. В диаметр 10 метров железнодорожный габарит укладывается с большим запасом. Это позволит избежать строительства ниш для укрытия людей и хранения оборудования. Все эти сооружения будут сделаны в самом тоннеле.
18. Через каждые 300 метров будет сбойка в существующую дренажную штольню.
19. Выдача породы осуществляется конвейером.
20. С помощью щита первая зона разлома была пройдена без каких либо проблем вообще.
21. Хотел на пути поставить дизельвоз для масштаба, но он был на техническом обслуживании. В момент съемки происходило наращивание ленты конвейера и проходка была остановлена.
22. Как вы помните из вступления, в середине тоннеля есть ствол. К нему из нового тоннеля будут пройдены две штольни длиной 232 метра каждая для устройства вентиляционного узла.
23. Портал тоннеля.
24. Шарошки для ротора. Крепость породы варьируется от 2 до 10 по шкале профессора Протодьяконова и «резцы» быстро стачиваются.
25. Действующая дренажная штольня. Из нее сейчас бурятся скважины для снятия гидростатического давления перед забоем щита. Далее будет вестись проходка сбоек.
26. Портал первого тоннеля. Как и все тоннели БАМ, его строили метростроевцы из разных городов СССР.
27. Тоннельный погрузчик.
28. Портал Байкальского тоннеля. Сижу, жду поезда.
29. БАМ.
30. А вот и локомотив!
31. Правда был без поезда.
32. И много снега вокруг. Условия для работы и жизни там очень суровые.
33. Склад блоков. Каждый весит около 10 тонн.
Огромное спасибо за организацию съемки всем сотрудникам Восточно-Сибирской железной дороги, ее пресс-службе и лично Аркадию Петшику и Роману Ринчинову.