http://metroblog.ru/post/1372/ Этим летом я побывал на родине моей жены, в городе Улан-Удэ. Пофотографировал там трамваи и решил сделать небольшой репортаж.
Трамвайное движение осуществляется в городе муниципальным предприятием «Управление Трамвая». Стоимость проезда - всего 8 рублей, а совсем недавно было 6 рублей. Кроме трамваев, по городу снуют огромное количество маршруток (корейские микроавтобусы), а настоящих автобусов очень мало.
Фотографии и схемы сети 3-4 летней давности можно посмотреть здесь:
http://ymtram.mashke.org/russia/ulan_ude/ С тех пор сеть расширилась, а именно: была построена эстакада от 40-го квартала до Ключевской улицы. На перекрестке Ключевской улицы, проспекта Строителей и проспекта Автомобилистов была устроена круговая развязка, причем по кругу здесь ходят и трамваи тоже (об этом позже). Не знаю, есть ли круговая развязка для трамваев где-нибудь еще в России. После этих изменений трамвайная сеть представляет из себя кольцо с отдельными ответвлениями. Ходят два кольцевых маршрута, хотя они не совсем кольцевые: представьте себе сковородку с ручкой, так вот маршрут 1 «обрисовывает» эту сковородку по часовой стрелке, 2-й - против часовой. Конечная и разворот у них в конце «ручки», в Шишковке, куда я не заезжал. Маршруты 4 и 5 ходят без изменений, а маршрута 7 больше нет.
За 3 года с моего прошлого визита заметно обновился парк трамваев: складывается впечатление, что больше половины - это новые трамваи Усть-Катавского завода, многие из них уже оборудованы электронными табло.
Трамвай 4-го маршрута на ул. Сахьяновой.
Трамвайное кольцо на ул. Сахьяновой, эта остановка конечной не является.
Трамвайное депо на ул. Сахьяновой
Ответвление в депо
Табличка у ворот депо
Новый КТМ сворачивает в депо
Крупным планом перед открытыми воротами депо
Въезд в депо
Территория депо
Старый и новый трамвай 4-го маршрута поворачивают на перекрестке улиц Сахьяновой и Ключевская
Там же
Основной конкурент трамвая - корейская маршрутка.
Далее фотографии с моего «кругосветного» путешествия на маршруте номер 2 против часовой стрелки от остановки «Элеватор» (здесь все маршруты и поворачивают на Шишковку, куда я не поехал).
«Элеватор»: здесь расположен один из двух подземных переходов под трамвайной линией. Отсюда начинается единственный совмещенный участок длиной 500-600 метров. Все остальные участки - с выделенной линией, так что трамваи в пробках не стоят (а пробки уже появились за 3 года).
«Элеватор»: вид в сторону центра города. Направо - ветка на Шишковку.
Проехав под путепроводом Транссиба, трамвай поварачивает на Коммунистическую ул. Здесь самый центр города, недалеко знаменитая голова Ленина.
На Коммунистической, небольшой совмещенный участок.
От Коммунистической спускаемся с горки к Центальному рынку. Далее трамвай пересекает Уду и оказывается на ул. Бабушкина.
На ул. Бабушкина. Западная часть кольца пройдена, теперь поворот на Южную.
Ул. Терешковой. Здесь скорость самая медленная, т.к. пути лежат плохо, буграми, с ямами на стыках.
На Боевой ул. и проспекте Строителей рельсы получше, и трамвай гонит как бешеный, его шатает во все стороны, так что трудно устоять на ногах. На фотке слева - ремонт дороги, в одну сторону она перекрыта.
Фотография остановки на недавно открытом участке у Тобольской ул.
Поднимаемся на эстакаду. Она совсем новая, с шумозащитными экранами.
На эстакаде.
Эстакаду охраняют бравые татаро-монголы.
Остановка с подземным переходом около круговой развязки.
Веником мы чистим стрелки и рельсы.
На этой фотографии хорошо виден трамвайный круг на развязке и ответвления в две из 4-х сторон.
Скорость здесь - черепашья, с остановкой перед каждой стрелкой.
Налево - ветка на Мелькомбинат, куда идут 4-й и 5-й маршруты.
Круговая развязка во всей красе. Прямо - новая эстакада, за спиной, по ходу трамвая - проспект Автомобилистов, по мосту пересекающий транссиб.
Налево - Мелькомбинат, направо - ул. Ключевская и Сахьяновой.
Вид на платформу 5647-й км Транссиба с моста. На горе красуется городское кладбище.
Южная и Восточная часть кругового маршрута пройдены. Остановка на Ботанической ул., спонсор павильона - супермаркет «Мегатитан».
Северная часть круга, вид на ответвление к поселку ЛВРЗ, куда идет 4-й маршрут от Элеватора.
Остановка «Кинотеатр Октябрь» на проспекте 50-летия Октября. Еще две остановки - и кольцо моего путешествия замкнется.
И вот мы на Элеваторе. Путешествие закончено.
И на последок улыбнемся:
Добро пожаловать в Улан-Удэ, столицу республики Бурятия!