Оригинал взят у
alexphotograph в
Ольхон. Магические сэргэ. Сайн байна уу эрэгтэй-эмэгтэй!
Мои фотоколлекции постоянно пополняются. Некоторые из них, например "Байкала корабли", я уже показывал
>>>>>>>>>>>> Бурханово утро (Ольхон, мыс Бурхан)
Большую часть мой коллекции составляют ритуальные знаки Сибири, Бурятии, Монголии. Это обоо (овоо) и сэргэ. Когда-нибудь покажу что у меня есть. От парадно-официальных обоо, то стихийно возникающих... Например, торчала себе из берега металлическая труба в Посольском. Служила она осью ворота, которым вытягивали невода и лодки на берег. Но вот как, подошел к ней неизвестный турист, да повязал ленточку из ткани, насмотревшись на подобные, повязанные на деревьях и других предметах по дороге вдоль Байкала.
Посольское
И через некоторое время, появляются на этом столбе ритуальные повязки - хадаки. И у местного духа появляется еще одна резиденция. Что ж ему еще остается, как не поселиться в этом месте, раз уж люди это место почитать начали...
Вечерело... (Ольхон, мыс Бурхан)
Сэргэ́ в переводе с бурятского - коновязь. Это ритуальные столбы и деревья у бурят и якутов.
Установленное сэргэ означает то, что у этой местности есть хозяин. Сэргэ ставиться у юрты, у ворот дома, в особо почитаемых местах, там, где живут духи. Последнее означает как раз то, что хозяевами этих мест являются духи. Ни в коем случае нельзя выкапывать, срубать, сжигать или другим способом уничтожать сэргэ. Оно должно само прийти в негодность под воздействием природных сил.
Ритуальная значимость сэргэ связана с культом коня и является символом дерева жизни, которое объединяет три мира. Верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный мир). На столбе сэрге вырезаются три канавки, для привязывания коней. Верхняя канавка для небесных духов, средняя для коней людей, нижняя - для наездников темного нижнего мира.
Сэргэ неразрывно связано с шаманизмом, являсь очень важной частью культа. Сэргэ устанавливаваются в месте проведения обряда шанар - посвящения в шаманы. Шаманы - это проводники в мир духов, как в верхний, так и в темный нижний мир. Плохие духи воруют душу человека и уносят ее в нижний мир. Шаман может последовать за темным духом и вернуть душу ее хозяину. В местах захоронения шаманов иногда устанавливают очень высокие сэргэ - для коновязи богов и духов. Также на месте захоронения шаманов ставят сэргэ в виде каменных обелисков (оленный камень).
Сэргэ и оленный камень в Тажеранской степи
Хадак - это буддистский символ. Представляет собой ритуальный длинный шарф в виде полосы хлопчатобумажной ткани или шелка. Хадак - символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, а также сострадания. Почему хадак появляется на шаманских сэргэ? Все дело в очень плотном слиянии шаманизма и буддизма в Бурятии и Монголии. По некоторым версиям, особенно популярным в перечисленных местах, буддизм есть совершенная форма шаманизма, имеющего много общего в проведении обрядов, символике и атрибутике. Шаманы и буддийские ламы умеют входить в состояние транса, называемое ангон.
Я приведу версию, неоднократно услышанною мной во время поездок по Монголии. По этой версии, причина столь тесной общности заключается в особом покровительстве буддизму со стороны чингизидов. В XIII веке, во время прихода второй, наиболее крупной волны распространения буддизма из Тибета в Монголию, сын Угэдэй-хана - Годан пригласил главу школы Сакья - Кунга Гьелцена в качестве своего духовного наставника. Во времена правления хана Хубилая в Монголию прибыл следующий глава школы Сакья - Пхагпа-лама. По приказу Хубилай-хана он разработал новую письменность (монгольское квадратное письмо) для главных языков империи Юань - монгольского, тибетского, уйгурского и китайского, чтобы обеспечить культурное единство народов державы, а также для транслитерации санскритских текстов. В это время в Монголию пришли также учителя традиции Карма Кагью. Буддизм был объявлен Хубилаем государственной религией империи Юань. Последователи буддизма весьма активно разрушали символы шаманистов, в т.ч. сэргэ, овоо, оленные камни. Это вызвало определенное недовольство и отторжение новой, для монголов, религии. В середине XIV века, с отделением Китая от монгольской империи Юань, влияние буддизма в Монголии ослабло. Это привело к тому, что буддистские иерархи запретили разрушать шаманистские символы и разрешили использовать в своих ритуалах. С тех пор можно увидеть буддистский хадак, повязанный на шаманском сэргэ.
Шаманское утро(Ольхон, мыс Бурхан)
Баяртай, паря-девка! Берегите себя!
Important Notice
Работы, автором которых я не являюсь, публикуются в этом блоге с разрешения авторов, их представителей или правообладателей.
Не запрещается использование моих работ без моего ведома в некоммерческих целях с обязательным указанием авторства и ссылки на этот журнал.
Для коммерческого использования необходимо связаться с моими агентами:
Simon Czapp or Zachary Culpin, Solent News and Photo Agency, Southampton, UK, +44 (0) 2380 458800, pictures@solentnews.co.uk, www.solentnews.co.uk
Следить за моими обновлениями:
Организую и провожу индивидуальные фототуры на Байкал.