К кому пойти учиться ... или какая с... меня сглазила

Dec 20, 2009 22:33

Впервые об этом эффекте я услышал давно ... лет 10 назад, когда сам ещё не вёл тренинговые группы. Описывается он следующей задачкой:
Дано: один специалист (методист, тренер, коуч) учит другого начинающего вести точно такие же занятия, которые ведёт он сам.
Дополнительное условие: они оба люди. И их естественное чувство - зависть. Обычная здоровая зависть к успехам другого.
Требуется: подготовить специалиста так, чтобы он стал успешнее учителя.

Предыстория вопроса.
Впервые я услышал об этом эффекте лет десять назад, когда мне рассказывали как готовят людей в Питерском "Институте тренинга" (все названия и имена здесь и далее измышлены, ибо это касается всех!). Если тренер по окончанию готовился работать внутри стен института, то к нему относились гуманно. То есть слегка сажали на неуверенность и чувство того, что без своих учителей ему конечно будет очень трудно креативность.
/Кстати, я сталкивался с этим институтом несколько раз с интервалом года в три... каждый раз они рассказывали про то, что ежегодно обновляют все тренинговые программы, делают новые раздаточные материалы под каждого клиента свои ... и ровно три раза (с интервалом в три года) я видел одну и ту же раздатку и один и тот же тренинг .. но это так, к слову./
Мы сейчас о другом. О том, как они учили тренеров. Так вот те, кто шли для внутреннего потребления просто слегка сажались на комплекс неуверенности. А вот тех, кто уходил на "вольные хлеба" ломали по страшному. Так что люди работать самостоятельно не могли.
Ровно ту же картину я наблюдал несколько раз лично в других "Школах тренеров". А также слушал подобные истории от других. Рассказывать же как Матери (в основном) и Отцы (в частности) основательницы подобных школ выясняют отношения между собой можно до бесконечности ...

Дополнительные соображения.
Прежде чем приступать к решению предложенной задачки стоит задуматься зачем это нужно владелице школы тренеров (опять же , я чаще всего замечал этот эффект у представительниц женского полу, что не означает, что мужчины страдают этим реже).
Разумеется здесь очень силён меркантильный интерес. Ведь чем дольше тренер не сможет самостоятельно выйти на заработок - тем лучше. Супервизии, дополнительные занятия, тренинги по доразвитию навыков. А сколько я встречал "психоаналитиков" после общения с которыми у клиента был только один путь - к нормальному специалисту (читай - учителю).
Конечно тут главное не переборщить, ведь если тренер совсем разочаруется в себе, как специалисте он неровён час может и забросить свою практику ...
Но главное всё же на мой взгляд нормальная ревность.
Ведь практически любая программа тиражируется легко. повторить невозможно только личность. И, методы которые не описаны и/или плохо понимаются даже самим тренером. Если же курс отработан до точки, то он копируется на раз. На два создаётся конкурент, который начинает перебивать узкую клиентскую базу.
Те, кто считает, что рынок тренинга у нас необъятен - не врите сами себе. Подготовленных клиентов на нём не более процента от общего числа потенциальных потребителей. Именно за них и ведётся борьба. Особенно сейчас, во время кризиса. Только то, кто уже платил деньги за тренинг и хотя бы примерно представляет себе эффект является сейчас нашим клиентом. Готовить новых потребителей долго и хлопотно.
Так вот ЛЮБОЙ тренер, проводящий обучение будущих коллег БУДЕТ испытывать к ним ревность и хотя бы подсознательно "топить" их. При этом он (она) может искренне рассказывать вам как мало тренингов у нас проводится и как она рада, чтобы коллег стало побольше .. вот  только на практике всем новым коллегам на последних ступенях аккуратненько сажаются крючочки неуверенности, их "готовят" к трудным ситуациям, подбивают инициативу и подрезуют крылышки, отправляя в добрый путь. Примеров тому тьма, тьмущая .. коллеги, кто еще не задумывался - вспомните хорошенько.

Поэтом вопрос актуален. Как избежать ревности Учителя?
На текущий момент мне известны несколько успешных стратегий:
1. ОЧЕНЬ большие деньги за подготовку. Они реально примиряют учителя с успехом ученика. Уж получив немерено бабла можно отпустить его на свободу, потому что иначе совесть проснётся неизбежно. Кстати именно поэтому я смеюсь над "психоаналитиками", не отработавшими на благо учителя лет пяти минимум (то есть не плативших эти пять лет за своё собственное лечение + обучение), а таких в нашей стране практически нет ...
2. Изначальное отсутствие конкуренции. Например когда бизнес-тренеры сразу готовятся как внутренние тренеры. Тогда проблем нет. Учитель получает как бы за консультации от одной компании, ибо шансов что этот тренер уйдёт на "вольные хлеба" мало.
3. Полный альтруизм. Тогда учитель готовит учеников почти бесплатно. И, как показывает практика, как только он начинает брать относительно больше денег, сразу просыпается сцука ревность.
4. Есть ещё один вариант. Учитель находится в сильном неврозе. Например страха смерти. Тогда всё тоже в порядке - он без проблем передаёт свои знания и опыт, ибо ревность меркнет перед этим страхом.
5. Изначально ученик на равных с учителем, просто они работали в соседних областях. Тут просто тяжело ученика подмять.
6. Ученик рассматривается учителем как последователь. Тогда идея продолжения себя в деле ученика ослабляет ревность. Правда расплата за "предательство" ученика страшна ... до полного стирания их своей жизни. Вычёркивания из друзей в контакте и "не напоминайте мне о нём" ...
7.  ......  Предложите свой вариант!

культура, мысли вслух, личный опыт, консалтинг, технологии

Previous post Next post
Up