Sep 29, 2009 00:52
У нас тут с коллегами вышел небольшой спор.
Вы наверное знаете, если хотя бы изредка интересовались менеджментом, что принято рассматривать различные этапы жизненного цикла компании.
А я вот утверждаю, что нет жизненных циклов компании. У продукта - есть. Продукт появляется на рынке, приобретает первых тестеров, потом формирует вокруг себя ядро потребителей, из которого образуются преданные потребители, пока наконец не вытесняется с рынка или не теряет свою актуальность. В разных учебниках по маркетингу используются разные слова. Но суть та же.
Соответственно компания, вводящая в свой портфель новый продукт вынуждена внутри себя его пропускать по тому же циклу. То есть для начала это абсолютно новый продукт, потом уже устоявшийся, приносящий свою долю прибыли. И наконец он умирает и начинает забирать прибыль у других продуктов. Важно! Новый продукт для компании может находится на совершенно другом этапе на рынке.
Вообщем, излагаю банальные вещи.
А вот что принципиально. Сами компании никаких стадий рождения-роста-расцвета-старения и т.п. не проходят. Компания всегда соотвествует той стадии цикла в которой находится ее руководитель. Это руководитель меняется, а компания, состоящая из сотрудников подстраивается под своего босса. При смене первого лица начинается перестройка, со свойственными переходным процессам метаниям, приводящая компания в гармонию с новым руководством.
И еще одно наблюдение.
Наверху, в руководстве, нет бизнес-процессов. Там есть только межличностные отношения. И для того, чтобы консультант, конкурент, разведчик, да кто угодно понял ЧТО происходит в компании, ему нет нужды в деталях знать кто, что, зачем. Ему достаточно просто уметь хорошо наблюдать и фиксировать эмоциональные реакции руководства. Для этого конечно нужно быть допущенным в пространство. Однако сделать это обычно просто.
А вот для того, чтобы разобраться в бизнес-процессах необходимо опускаться вниз. Это технологически сложнее, затратнее по времени, да и знать нужно что и где происходит. А без детальной проработки бизнес-процессов результативность бизнеса остается неизменной. С другой стороны, чтобы начать работать с бизнес-процессами, нужно прежде полечить головы руководителей. Вот так с двух сторон и работать.
Так что вступить в конкурентную борьбу, захват бизнеса, разрушение конторы и выиграть в этом процессе гораздо проще, чем настроить бизнес. Ибо в таком варианте достаточно работать только на "верхнем" уровне - чистая психология руководства. А чтобы создать бизнес нужно к психологии добавить системный подход и опуститься вниз, к материалу.
Я еще буду возвращаться к этой заметке при случае и иллюстрировать ее примерами из практики или статьями, интервью в тему.
А пока скажите, где ошибка в моих рассуждениях?
бизнес-процессы,
бизнес,
консалтинг