Лиза (старшая дочь, скоро 5 лет) очень любит играть со мной в шахматы. Расставляем доску, фигуры.
Перед началом игры стороны традиционно обращаются с призывами к войскам.
Лиза (обращаясь к коням):
- Лошадки, осторожнее, там стреляют охотники! Королева - скажи охотникам, чтобы не стреляли! Папа - теперь ты говори.
Я:
- Черные, вперед! Мы победим!
Лиза:
- У меня все фигурки красивые... И королева - самая красивая. Папа - теперь ты говори.
Я:
- Слава Королю! Повысим производительность труда!
После еще нескольких подобных призывов начинается игра. Я делаю ходы по правилам и стараюсь, чтобы Лиза запоминала, как фигуры ходят. Лиза же переставляет свои фигуры как ей нравится.
Когда у меня появляется возможность взять белую фигуру, я замечаю:
- Лиза, смотри. Вот какой у меня сильный ход.
Лиза, нахмурившись, сосредоточенно:
- А у меня вот какой очень-очень сильный ход!
Ее пешка с грохотом проносится по сложной траектории и вышибает несколько черных фигур за пределы доски.
Лиза восторженно смотрит на меня:
- Сильный ход, да?
Я:
- Очень! Сколько фигур сразу!
Лиза, уже не воинственно, а сочувственно:
- Им, наверно, больно... бедные фигурки.
И так же уверенно, как за минуту до этого смахнула с доски, ставит черные фигуры назад, приговаривая:
- Теперь им хорошо... они вместе... будут дружить, - кладет на доску салфетку - а тут у них будет коврик... они на нем будут танцевать.
Вскоре игра полностью переходит под Лизин контроль. Я только наблюдаю.
Белые и черные фигуры дружат, поют песни, путешествуют, сооружают "дома" и постепенно расселяются по всей кухне.
Я:
- Лиза, а кто же выиграл?
Лиза, подумав:
- Они все выиграли. У них есть домики, и они любят друг друга.
Ура!