Jan 09, 2013 00:35
Основная, на мой взгляд, проблема «Хоббита» в его же главном, кажется, достоинстве - новых взглядах, применяемых к старым рассказам. Есть один ученый, его причисляют к искусствоведам, Алоиз Ригль (сейчас я попытаюсь изложить), который считал, что искусство изменяется не из-за каких-то социальных подоплек, которые можно отследить или же измерить, или не из-за технологий, которые все сложнее отследить и измерить, а изменяется точка зрения, то, что иногда называют картинной мира, ну и основной термин, который он предлагал - «художественная воля», то есть это то, что заставляет точку зрения или картину мира меняться. Собственно все искусство про одно и то же, трансформируется только точка зрения - и как раз эта точка зрения, а не технология, не потребность воспроизвести фильм в формате 48 кадров в секунду (потому что 24 стало нехватать, как в свое время 16), а потребность воспроизвести что-то еще более реальное, чем кино - что-то до неотвратимости дурацкое, хобитное, фантазийное - в таком свете, как телевизионный репортаж, как будто с местного митинга показывают, как бунтуют орки, и все, что нужно для этого: зайти в кинотеатр, нацепить очки и слушать, как рядом хрустит попкорн, а на экране в это время появится нечто совершенно чистое, облизанное, четкое, как будто еще немного и будет в ускоренном режиме показанное, не затронет ни одного чувства внутри, но не потому, что плохой сюжет или не красивые виды, а просто взгляд такой: отстраненный, издалека, как будто смотришь телевизор в спальне. При этом непосредственно сюжет «Хоббита», отсылающий к предыстории «Властелина колец», такой же, как и последующая трилогия - добрый, красивый, героичный и проч., только в этот раз почему-то не возникает ощущения восторга, ощущения страшного волнения, которые появляются всегда, едва герои на экране хватаются за топоры - я уж не знаю в чем дело. Как и в книге (по крайней мере, в ее начале, хронологически соответствующем показанному) лучший момент - разгадывание загадок в пещере Голума. Лучший герой - Гэндальф. И дальше уже совершенно по-детски хочется пожаловаться как мало было эльфов, как в книге хоббиты кажутся симпатичными, а гномы милыми, а на деле все оказываются низкорослыми мужиками, в целом грязными, неопрятными и бородатыми, еще и вечно орущими. Все вроде бы с этим фильмом - так, но что-то не так, а что - не знаю.