Уважаемого Аввакума
стало много людей спрашивать, если все навернется, как это будет выглядеть. Ну, этот вопрос и меня саму немало занимает, тем более что Аввакум сказал, что я вроде должна знать. На сто процентов я пока не уверена, но вопрос интересует вплотную. В самом что ни на есть шкурном смысле: вот вдруг пошортю я все, что на бирже есть, сделаю на этом кучу бабла - а контрагент навернется, и не только прибыль мою мне не выплатят, но и начальный капитал пропадет к чертям собачьим. Прецедент создан, да не кем нибудь,
а Морганом Стэнли.
Поэтому правило риск-менеджмента номер один: если вы думаете, что сделка лишена риска и на 100% надежная, подумайте еще раз. На ближайшие пару месяцев воздержитесь от любых судьбоносных инвестиций, покупок недвиги и запуска крупных проектов. Если продаете недвигу, которая на ипотеке - продавайте и гасите ипотеку. Если есть прибыль со сделки - оставляйте на счете не более, чем покрывается госгарантией по вкладу. Это не гарантирует возврата денег в случае схлопывания банка, но увеличивает шансы, что вы когда-либо их увидите. Хотя уже и после волны инфляции. Поэтому бОльшую часть прибыли конвертируйте во что-то реальное, частично в физические драгметаллы и драгоценные камни, частично в банки с тушенкой и крупу, частично в участочек земли, который вы сами сможете обработать и защитить. Если есть, где складировать, можно прикупить сигарет, презервативы, алкоголь и туалетную бумагу и, пардон, тампоны. Можно закупить и заложить на хранение хорошие вина - качество вин после часа Х скорее всего, упадет, ибо для хорошего вина нужны хорошие удобрения, бочки из определенных сортов дуба и дорогостоящие микробиологические анализы. Будут вина до- и посткризисные.
Если есть реальные производственные активы, надо подсвернуть объемы производства и начать сворачивать эксплуатационные издержки, пока еще поступает какой-то доход. Пусть пока поработают на минимальной активности, или совсем постоят, пока все не утрясется. Необходимо максимально отбалансировать кассовые расходы и кассовые поступления, выбивать просроченную задолженность немилосердно и сразу. Постараться стать автономными от банков, которые кредитуют кассовые разрывы. Начать холить и лелеять смежников - ведь именно они будут вам поставлять комплектующие и обеспечивать сбыт, когда кредит иссякнет. Начать освобождаться от банков в данном вопросе уже сейчас. Я пока воздержусь от комментариев по поводу платежей по кредитным картам, ибо там слишком много разных схем взаимодействия банков между собой и компаниями-эмитентами карт. Пока притворимся, что их нет, хотя они и обслуживают неслабый процент сделок в розничной торговле. Если банки начнут схлопываться, большой процент кредитных карт немедленно вылетит из оборота, потянув за собой пристегнутую к ним виртуальную ликвидность вместе с покупательной способностью.
В общем и целом, в час Х лучше быть свободным от любых обязательств перед кем бы то ни было и наблюдать за всем этим, имея забитый продуктами подвал, кэш в сейфе как минимум на полгода прожиточного минимума - если есть такая возможность, и какие-никакие средства самозащиты, которые уже и так даже в наших спокойных краях бывают нужны для защиты от налетчиков-гастролеров. На окна - решетки, входную дверь укрепить металлом. Ждем повторения российских 90х годов в масштабах Европы.
Не первый раз читаю, что люди замечают сходство нынешнего кризиса с японским банковским кризисом, и ждут жесткой дефляции с последующим спадом деловой активности и застоем, когда банки-зомби не кредитуют почти никого. В сравнении все правильно, кроме одного момента. Когда в начале 80ых годов был банковский кризис, во всем остальном мире было начало цикла кредитной экспансии. Японские деньги были востребованы всеми остальными странами для кэрри-трейда, когда бралась иена практически под нулевой процент, конвертировалась в новозеландские, например, тугрики, которые отдавались взаймы под принятые в Новой Зеландии тогда 5-6%. И так по многим, многим валютам. Таким образом, избыточная ликвидность, которой японский центробанк заливал ихний узкоглазый банковский кагал, моментально уходила вовне. А в самой Японии царствовала да, дефляция. Сейчас избыточной мировой ликвидности выплескиваться некуда. Она может только сгореть. И она очень, очень пожароопасна. Дело в том, что не вся ликвидность является тем, чем она себя заявляет, т.е. полноценным рассчетным средством. Большая часть ликвидности только притворяется деньгами, а является на самом деле пустыми ничем не обеспеченными обещаниями. Баблосом. Хотя на балансовых отчетах банков и в остальной статистике одно ничем не отличается от другого.
Продолжение следует...