ТАМ, НА ШАХТЕ УГОЛЬНОЙ…
Вообще-то наш репортаж полагалось бы начать: «В этот день, полвека назад...» Но как не вспомнить о первых страницах истории угольного края? И не упомянуть о первом донбасском шахтере, которым, по преданию, была самая обыкновенная лисица: роя нору в одном из укромных уголков Донецкого кряжа, она выдала на-гора черный и, как оказалось, горючий камень.
Потом, в начале позапрошлого века, рудознатец Григорий Капустин определит этот камень-антрацит. А иностранные спецы из Берг-коллегии сочтут сообщение первопроходца вздором и заявят: донецкий уголек для дела непригоден, его запасы промышленного значения не имеют. А еще через несколько десятилетий первый в России Лисичанский рудник начнет выдавать первые пуды первоклассного черного
топлива.
Заметим: шахты сегодняшнего Донбасса выдают на-гора более 200 миллионов тонн ежегодно.
Но это сегодня. А полвека назад угольщики «Всесоюзной кочегарки» бились за годовую добычу в 60 миллионов тонн, да и эта скромная на теперешний взгляд цифра казалась недостижимой. Большинство шахт давало план едва-едва. Областные газеты с тревогой писали: «Организация горняцкого труда намного отстает от уровня передовой техники, которой вооружены сейчас шахты...»
И вот:
«В ночь на 31 августа 1935 года забойщик шахты «Центральная-Ирмино» Алексей Стаханов на своем отбойном молотке вырубил за смену 102 тонны угля!»
Поверить газетному сообщению поначалу было трудновато: как-никак обычная норма выработки составляла шесть с половиной тонн. Но через четыре дня страну ошеломил новый рекорд: парторг той же шахты Мирон Дюканов нарубал за смену 115 тонн антрацита!
Дерзкий пример оказался заразительным.
4 сентября забойщик шахты имени Карла Маркса Терехин выдал на-гора 119 тонн!
5 сентября Митя Концедалов вернул славу шахте «Центральная- Ирмино» -125 тонн! Средняя производительность превышена в двадцать раз!
Невиданное по масштабам соревнование набирало силу. 8 сентября -151 тонна! Через день первенство вновь за Стахановым -175 тонн! И в тот же день рекорд перекрыт забойщиком Исайченко - 201 тонна! А еще через два дня Никита Изотов, угольный богатырь с шахты «Кочегарка», нарубал уже 241 тонну!
Но не только в этих поразительных цифрах прорывался дух того удивительного времени; стахановское движение стало захватывать все новые отрасли промышленности.
Выработка, перекрывающая нормы, стала нормой.
С историей шахты №2-43, на которой пятнадцать лет проработал А. Стаханов, я познакомился в комнате-музее его имени.
- В прошлом году наша шахта первой вступила на юбилейную стахановскую вахту,- сказал мне парторг шахты А. Рыбницкий. - Но если быть точным, вахта работы по- стахановски длится уже полвека.
Да, нынешние успехи горняков подтверждают: стахановские традиции живы. И лет через пятьдесят, к столетию стахановского движения, коллега-журналист, с волнением перелистывая сегодняшние газеты, прочтет в них о стахановцах XI пятилетки, благодаря которым многие шахты уже давно работают на следующую. ХЛ пятилетку. На будущее.
И, говоря о сегодняшних своих победах, горняки обязательно прибавят: «Все мы вышли из спецовки Стаханова».
Но ведь и сегодня, когда шахты неизмеримо выше прежнего оснащены техникой, дается уголек нелегко. Выработка сейчас идет на большой глубине, пласты - победнее, да и нормы добычи куда выше прежних. Поэтому создателям новой техники нужно еще немало поработать, чтобы облегчить и без того тяжелый и опасный горняцкий труд.
Кстати, в первом пункте старого шахтерского устава было записано' -Береженого бог бережет». Все мои собеседники- горняки с горечью свидетельствовали: сегодня практически ни один механизм не опускают в шахту без доработки и ремонта - не дай бог, выйдет из строя на километровой глубине. И все равно выходят. Как рассказал мне генеральный директор ПО «Донецкуголь» А. Фисун, из 35 полученных в этом году новеньких, недавно освоенных промышленностью комбайнов КП-103 сразу не сломались только десять. И таких примеров, увы, немало.
Залог ударной работы наследников Стаханова - и в шахте, и в любой другой промышленной отрасли - это прежде всего ударная работа ученых и конструкторов. А, значит, и в научной лаборатории, и за чертежной доской работа должна идти творчески, продуктивно, с полной отдачей сил. Словом, по-стахановски.
Донецкая область.